05.05.2015 00:49
    Поделиться

    В России снизилось число экономических преступлений

    В прошлом году в России зафиксировано на 12 тыс. меньше преступлений в экономической и финансовой сферах, чем в 2013-м. Однако их число все равно остается довольно большим - 212,3 тыс. В международной правовой практике существует два направления борьбы с этой напастью: Crime Control - ужесточение уголовно-процессуального режима, и Doing Business - создание более благоприятных условий для развития предпринимательства (например, чтобы бизнес не уходил от налогов, они должны быть для него подъемными).

    Уголовно-правовые нормы в отношении преступлений, совершаемых в экономической и финансовой сферах, отмечают эксперты, в России гораздо мягче, чем в большинстве развитых стран. При таком раскладе, по логике, количество экономических преступлений должно расти. Но одновременно в 2014 г. Россия в рейтинге Всемирного Банка Doing Business заняла уже 62-е место против 92-го годом ранее. А в этом году претендует уже на 50-е.

    Профессор МГЮА имени О.Е. Кутафина, завкафедрой уголовного права и процесса АТиСО Людмила Иногамова-Хегай считает одним из факторов нашего отставания в международном рейтинге коррупцию, которая препятствует поступательному развитию государства. А вот завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Леонид Головко вообще подвергает сомнению объективность подобных рейтингов. По его мнению, они служат средством глобального контроля государств как одного из тонких механизмов очередного ограничения национальных суверенитетов. При этом профессор Головко признает отставание России в вопросе уголовного преследования в экономической и финансовой сферах, которое не всегда эффективно. Но государство, считает он, в любом случае не должно действовать в зависимости от оценок своей деятельности другими участниками глобальной конкуренции.

    Снижение числа экономических преступлений в РФ произошло благодаря эффективной деятельности правоохранительных органов

    По мнению Иногамовой-Хегай, снижение числа экономических преступлений в РФ произошло благодаря эффективной деятельности правоохранительных органов. Однако, считает она, без многочисленных изменений и дополнений в УК РФ, проведенных в последние годы, результаты были бы выше, так как большая часть таких изменений носит противоречивый характер и служит препятствием нормальному функционированию правоохранительных органов. И на определенный период следует ввести мораторий на изменения уголовного законодательства, так как УК из солидного закона по борьбе с преступлениями в результате непродуманных субъективных решений постепенно превращается в сборник хаотичных, противоречивых норм.

    Конечно, раз на раз не приходится. И, к примеру, эффект от внесения поправок в УПК РФ в октябре 2014 г. относительно налоговых преступлений будет позитивным с точки зрения раскрываемости налоговых преступлений: поскольку если деяние запрещено УК, то соответствующей компетенцией должны обладать именно органы уголовной юстиции, а не те, кто не имеет соответствующих полномочий для эффективного раскрытия преступлений (в данном случае налоговые инспекции). Такие меры ужесточают уголовное законодательство в экономической сфере.

    Международное право становится все строже в отношении экономических и финансовых нарушений: многие страны озабочены поиском эффективных средств борьбы с такими преступлениями, которых становится все больше и которые все опаснее для национальных экономик, а значит, для общества. У нас же, по мнению Головко, по-прежнему довольно сильно предпринимательское лобби, пытающееся создать для себя уголовно-правовой климат "наибольшего благоприятствования".

    Впрочем, законодательство об экономических преступлениях в РФ находится в стадии формирования, и происходит оно тяжелее, чем хотелось бы, в силу непонимания значения уголовного права для позитивного развития некриминальной экономики. Приходится иногда даже сталкиваться с точкой зрения, продолжает Головко, что уголовное право и рыночная экономика являются едва ли не взаимоисключающими явлениями. В этом смысле санкции по экономическим преступлениям иногда явно занижены. А любое деяние, запрещенное УК, общественно опасно и экономически вредно и должно рассматриваться как девиантное и маргинальное. Целью законодателя и правоохранительных органов может быть только максимально возможное уменьшение количества таких деяний благодаря профилактике, а иногда и жестким мерам по привлечению к уголовной ответственности и т. п.

    Однако, по мнению Людмилы Иногамовой-Хегай, необходимо делать различия между малым, средним и крупным бизнесом, которые не всегда в законодательстве учитываются. Криминализирована деятельность там, где можно обойтись другими мерами: гражданско-правового, административного и иного характера. Ряд статей в УК об экономических преступлениях является лишним либо уголовная ответственность за эти деяния уже установлена другими уголовно-правовыми нормами, например, нормой о мошенничестве (ст. 159 УК).

    Профессор Головко, наоборот, считает, что для уголовного права значение имеет не размер бизнеса, а размер ущерба. Если предприятие малого бизнеса причинило крупный или очень крупный ущерб из-за нарушения закона, вряд ли здесь оправданием может служить то, что бизнес малый. Размер бизнеса - это не уголовно-правовая категория. Важно, кто конкретно совершил преступление, в чем оно выразилось, какой ущерб причинен.

    Поделиться