05.05.2015 15:16
    Поделиться

    На Ставрополье ввели нулевую налоговую ставку для бизнеса

    Оживит ли ставропольское предпринимательство нулевая налоговая ставка
    Правительство региона утвердило краевой закон о нулевой ставке для индивидуальных предпринимателей (ИП). В мае документ во втором и окончательном чтении примет дума Ставрополья.

    Власти рассчитывают, что введение так называемых налоговых каникул увеличит число малых и средних предприятий, что, в свою очередь, поможет решить вопрос занятости населения и приведет к росту отчислений в бюджет и различные фонды.

    В региональном минэкономразвития, которое и разрабатывало законопроект, уточнили, что налогоплательщики смогут пользоваться нулевой ставкой непрерывно в течение двух налоговых периодов со дня регистрации в качестве ИП. Действие закона распространяется только на начинающих предпринимателей, заявивших о себе после вступления документа в силу, и всех тех, кто зарегистрируется до первого января 2017 года. Еще один нюанс - воспользоваться каникулами смогут лишь работающие по упрощенной или патентной схеме налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной, научной и социальной сферах.

    - Такое регулирование позволит уменьшить долю торговли в краевой экономике, на которую сейчас приходится 88 процентов, - уверена замминистра экономического развития Ставрополья Елена Кильпа. - Принятие закона стимулирует создание новых промышленных производств, поможет легализовать тех, кто работает "в тени".

    По данным минэко, на первое января нынешнего года в крае зарегистрировалось 78,7 тысячи ИП - почти в восемь раз больше, чем годом ранее. Таким образом, малый бизнес и микробизнес начали приходить в себя после удвоенных в 2012 году (в 2013-м это увеличение отменили) страховых отчислений в Пенсионный фонд. Как сообщала "РГ", в 2013-м из-за возросшей налоговой нагрузки прекратили свою деятельность почти 39 тысяч ставропольских ИП, и к началу 2014 года их оставалось всего 11,8 тысячи на весь край.

    - В нашем районе работало больше тысячи предпринимателей, но после повышения страховых взносов осталось 960. Надеюсь, с введением налоговых каникул часть ушедших в "тень" легализуются хотя бы как новички и смогут вести свой бизнес открыто. Сегодня главная проблема для нас - нестабильность законодательства и обилие принимаемых документов, которые мы не можем быстро переварить и осмыслить, - поделился своим мнением с корреспондентом "РГ" представитель бизнес-сообщества Арзгирского района Евгений Мохов.

    Снижая налоговое бремя, краевые власти намерены достичь сразу нескольких целей: помочь стать на ноги тем, кто хочет открыть свое дело, переориентировать малый и средний бизнес с торговли на производство, пополнить бюд- жет, вовлечь в экономику больше населения.

    Воспользоваться нулевой ставкой смогут те, кто занят реальным производством, например выпуском того же сыра, и работает по упрощенной или патентной системе налогообложения.

    Что касается конкретных видов деятельности, то налоговыми каникулами смогут воспользоваться работающие по упрощенной схеме налогообложения в сфере АПК, обрабатывающих производств (исключение - выпуск табачных, ювелирных изделий и нефтепродуктов), науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальных услуг.

    Для обладателей патента список еще обширнее. В него входит ремонт и пошив одежды и обуви, переработка сельхозпродукции, стрижка домашних животных, закладка садов и огородов, изготовление сельхозинвентаря, уход за детьми и больными, репетиторство, проведение спортивных занятий и многое другое.

    Ранее изменения, внесенные в закон о патентной системе налогообложения, расширили перечень видов деятельности с 47 до 63. Среди них теперь значатся перегонка и выпас скота, заготовка леса, производство сыра и хлеба, рыболовство, образовательные и ремонтные услуги.

    - К сожалению, расширение списка большой роли пока не сыграло, - признался замминистра финансов Ставропольского края Юрий Суслов. - Так, в 2014 году патенты приобрели 602 предпринимателя, а в нынешнем - 773. Но мы полагаем, что двухлетние налоговые каникулы позволят увеличить число плательщиков, выбравших такую систему налогообложения. Цель здесь преследуется не фискальная. Скорее, это способ вывести людей из теневого бизнеса.

    В минэко добавили, что при разработке законопроекта намеренно отказались от таких ограничений, как предельный размер доходов предпринимателя и средняя численность работников на предприятии, хотя за регионами закреплена возможность их устанавливать. Налоговые каникулы, однако, не освобождают бизнес от подачи декларации.

    Законопроект уже оценили предприниматели, представители региональной "ОПОРы России", Торгово-промышленной палаты края и других объединений, и он получил неоднозначные отзывы. К примеру, недоумение у некоторых бизнесменов вызвал тот факт, что помогать власти намерены лишь новичкам, а не зарекомендовавшим себя предприятиям.

    - Получается, чиновников не интересует вопрос сохранения производств, выживших в тяжелейших условиях? На нас уже рукой махнули, им главное новые ИП создать и отчитаться. Мое мнение - останутся на плаву те, чья продукция будет пользоваться спросом, их не надо искусственно поддерживать. А те, кто неконкурентоспособны, получат льготы сейчас, а через два года закроются, - считает один из предпринимателей Буденновского района.

    - Я и так еле свожу концы с концами, тяну и производство, и социальную сферу. За прошлый год нужно заплатить два миллиона рублей налогов, а где эти деньги взять? Но получается так, что уже работающие и те, кто только собирается что-то открыть, поставлены в неравные условия. Мой бизнес от кризиса пострадал. Вместо того, чтобы помочь мне удержаться на плаву, уменьшив налоговое бремя, власти тратят бюджетные деньги на тех, кто вообще еще ничего не создал, - вторит ему предприниматель из Георгиевска.

    У представителей Торгово-промышленной палаты края тоже есть свои претензии к законопроекту.

    - Федеральные власти нацеливают региональные на то, чтобы правила игры в бизнесе были понятными, прозрачными и устанавливались надолго. Например, в других субъектах подобные законы принимаются до 2021 года, почему же у нас нулевая ставка предусмотрена всего на два года? Значит, ее потом отменят, и стоит ли в этом случае что-то планировать - так рассуждает большинство наших предпринимателей, - говорит президент ТПП Ставропольского края Борис Оболенец.

    А в минэкономразвития региона заверяют, что не оставят без поддержки никого.

    - У нас есть план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости экономического развития региона. Согласно ему сначала мы вводим налоговые каникулы для ИП. Следующий шаг - сокращение с шести до одного процента подоходного налога для действующих индивидуальных предпринимателей. Также в плане предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для предприятий, работающих в промышленной сфере, - сообщила глава ведомства Юлия Косарева.

    Комментарии

    Андрей Мурга, заместитель председателя правительства Ставропольского края:

    - Закон о налоговых каникулах принимается для того, чтобы упростить жизнь тем, кто решил открыть свое дело. Если он даст эффект, на который мы рассчитываем, то продлим его действие. Что касается помощи прочим, мы осторожно подходим к введению налоговых льгот. Сегодня отдельные предприниматели просят снизить ставку для действующего бизнеса. Подобные просьбы и предложения должны аккумулировать предпринимательские объединения и с ними обращаться в правительство и думу края. Они будут анализироваться на предмет экономической прибыли или ущерба для бюджета.

    Допускаю, что можно пойти на какие-то временные небольшие потери, главное знать, ради чего. Пока же таких обращений нет, поэтому мы считаем, что все идет хорошо. У нас есть возможность помочь, но, к сожалению, нет стабильной обратной связи между властью и бизнесом. Пока сами предприниматели не станут активнее взаимодействовать через своих представителей с краевыми структурами, для них ничего не изменится.

    Николай Сасин, председатель ставропольского краевого отделения "ОПОРы России":

    - У нас, к сожалению, предприниматели в своем большинстве отличаются пассивностью. Жалуясь, зачастую они даже не могут сформулировать суть проблемы. Организуем встречи, совещания, собрания, но они на них не приезжают. Активных представителей малого бизнеса в крае всего три-пять процентов. Большинство даже не вступает в предпринимательские сообщества для организованного решения своих же проблем. Соответственно, они не могут получить нужную информацию о видах поддержки, за исключением той, которую предоставляет муниципалитет. Но этого источника недостаточно. Как правило, у местных администраций масса других задач, и информирование предпринимателей стоит не на первом месте.

    Александр Дитков, представитель предпринимательского сообщества города Георгиевска Ставропольского края:

    - Далеко не у всех моих коллег есть возможность заходить на сайты министерств и профильных структур, многие предприниматели работают в глубинке. В администрациях же мало что знают о наших чаяниях. Нам действительно нужно наладить контакты между собой, объединиться в группы и решать вопросы с властью через своих представителей. Сегодня мы пытаемся донести свои проблемы до муниципалитета и наладить обратную связь, взаимодействуем со всеми надзорными органами.

    Поделиться