05.05.2015 00:45
    Поделиться

    Эксперт: Несовершенство законов мешает развитию минерально-сырьевой базы

    В прошлом году на Алдане у артели "Селигдар" изъяли 102 кг золота и открыли два уголовных дела за незаконное предпринимательство. Причина: при разработке золотоуранового месторождения золото не было указано в лицензии на добычу. Разбирательства шли долго, за это время артель потеряла около 500 млн руб., распустила персонал. Мне пришлось дойти до Совета Федерации и руководителя Роснедр, чтобы обвинения с артели сняли, а золото вернули. И это, к сожалению, не единичный случай, который является отражением несовершенства законодательства в золотодобыче.

    Если встать на точку зрения прокуратуры, то незаконное предпринимательство можно предъявить половине предприятий в России, потому что они работают на месторождениях руд и песков, а при переработке концентрата на аффинажных фабриках выделяется серебро. Согласно Закону "О недрах", когда в процессе эксплуатации открываются новые обстоятельства, уполномоченный орган должен принять решение, то есть вписать вновь обнаруженные полезные ископаемые в лицензию, однако на практике это сопряжено с огромными сложностями. К примеру, есть на севере Якутии предприятие "Алмазы Анабара". Полярный круг, 73-й градус северной широты, вечная мерзлота. В прошлом году здесь добыли 4,8 млн карат алмазов. Проблема возникла, когда на месторождении обнаружили 5 мг платины на кубический метр песков и 13 мг золота. С учетом того, в год они промывают около 6 млн кубов, получается примерно полтонны драгметаллов. Предприниматели поставили их на баланс и запросили разрешение на добычу, но получили отказ. Взамен чиновники предложили провести отдельный аукцион, мол, кто выиграет, тот и получит право добывать сопутствующие металлы. И это несмотря на то, что Закон "О недрах" говорит: обладатель лицензии обязан добыть все полезные ископаемые на участке. Если компания откажется от аукциона, кто согласится забрасывать дополнительную технику за тысячи километров по реке Лене и морю Лаптевых, чтобы намыть 400 кг золота в год? Это экономически нецелесообразно. Уже четвертый сезон предприятие пытается вписать в лицензию добычу платины и золота, потеряно фактически две тонны драгметаллов. На мой взгляд, такая позиция представителей государства нелогична: с одной стороны, они жалуются, что в бюджете не хватает денег, с другой стороны, собственными руками ограничивают добычу.

    Весомую роль в расширении минерально-сырьевой базы могли бы сыграть техногенные месторождения, запасы металлов в отвалах огромны, в 1930-е годы, когда мыли золото с содержанием 40 г на куб песков, 10% теряли. Сегодня они лежат буквально на поверхности

    Также весомую роль в расширении минерально-сырьевой базы могли бы сыграть техногенные месторождения. Запасы металлов в отвалах огромны, в 1930-е годы, когда мыли золото с содержанием 40 г на куб песков, 10% теряли. Сегодня они лежат буквально на поверхности. Более того, Налоговый кодекс отработку техногенных месторождений облагает НДПИ по нулевой ставке. Правда, нигде не расшифровано, что понимать под техногенным месторождением, так что этой нормой практически не пользуются.

    Чтобы ликвидировать правовые казусы, Магаданская областная Дума вышла на правительство РФ с инициативой дополнить Закон "О недрах". Мы эту идею поддержали. В частности, депутаты предлагают четкую трактовку техногенных образований: это отвалы вскрышных пород, эфельные отвалы и хвостохранилища бывших горнообогательных фабрик. Мы считаем, что лицензии на такие месторождения необходимо выдавать без конкурсов и аукционов, дополнительного геологического изучения недр и постановки запасов на государственный учет. Пришел, заявку написал, а дальше - твой предпринимательский риск: найдешь там что-то ценное или нет.

    Минприроды разработало законопроект о техногенных отходах, согласно которому горные отвалы должны регулироваться не ФЗ об отходах производства и потребления, а Законом "О недрах". Сегодня в России 5 тыс. км земли занято бесхозными отвалами и шлаками, дражными полигонами. Законопроект освобождает от платы за размещение таких отходов, но мы считаем, что эта мера вряд ли будет эффективной, поскольку никак не стимулирует к переработке. Надо разграничить случаи обычного складирования шлаков и складирования с целью переработки. Если шлаки лежат мертвым грузом, берите с хозяина земли экологические платежи по максимуму, а вот если он уже начал переработку, лучше поддержать. Тем самым мы не только снизим уровень экологической напряженности на территории, но и получим много полезного: золото, строительный песок, щебень.

    Также предлагается внести в Закон "О недрах" норму о передаче земельного участка в аренду вместе с лицензией на добычу, как это было до 1992 года. Сегодня не редки случаи, когда у предприятия на руках лицензия на разведку, а территории присвоен статус особо охраняемой. То есть Роснедра и Росприроднадзор действуют несогласованно. В частности, такие факты фиксировались в Хакасии и Тыве. Судились старатели два года, но выиграли.


    Инфографика РГ Фото:Антон Переплетчиков / Наталия Швабауэр
    Поделиться