Документ своевременный, поскольку сегодня инфраструктура топливного обеспечения авиаперевозок более чем 80% гражданских аэропортов в стране является морально и физически устаревшей и не соответствует современным международным требованиям. Все это повышает вероятность летных происшествий.
Гендиректор ЦСР ГА Антон Корень отметил проблемные моменты в отрасли: отсутствие ответственности поставщиков топлива за безопасность перевозок, несовершенство антимонопольного законодательства, значительное увеличение цены продукта по дороге от завода-производителя до "крыла" из-за большого числа посредников. Требует обновления и нормативно-техническая документация в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов топливного обеспечения.
В 2014 году высокий объем производства и потребления авиакеросина наблюдался благодаря интенсивности пассажирских перевозок. На внутреннее потребление пришлось 88% объема выпущенного керосина, больше половины при этом "съели" аэропорты Московского авиаузла.
"Прогноз минэкономразвития не оставляет шансов для роста потребления авиатоплива, поскольку ухудшение основных экономических показателей в этом году не будет способствовать росту пассажирских перевозок, - подчеркнула старший аналитик консалтинговой компании Thomson Reuters KORTES Евгения Пандова. - Не предвидится и снижение его стоимости: динамика оптовых внутренних цен на него имеет высокую корреляцию со стоимостью продукта на мировом рынке".
В то же время, считают эксперты, пришла пора задуматься об использовании альтернативных видов топлива не только на автомобильном, но и на авиационном транспорте. В качестве перспективных и конкурентоспособных топлив директор научного центра исследования авиадвигателей и силовых установок ВС ФГУП ГосНИИ ГА Александр Кулешов назвал пропан-бутан, компримированный природный газ, СПГ, водород, биотопливо, СВЧ и даже солнечную энергию. Кстати, еще в 1988-1989 годах прошли испытания Ту-156, один из двигателей которого был испытан на жидком водороде и СПГ. А годом ранее были проведены наземные и летные испытания экспериментального вертолета Ми-8ТГ, где один двигатель также работал на сжиженном газе.
Сегодня планы расширения использования альтернативного топлива имеют нормативную поддержку со стороны государства. "Задача внедрения в гражданской авиации ГМТ актуальна, и государство заинтересовано в расширении его использования. В том числе готово финансировать работы по соответствующим госпрограммам", - подчеркнул Александр Кулешов.