- Основная цель - создание единой эффективной системы получения дистанционного образования в России. Каждый вуз - участник проекта будет своим именем отвечать за разработанные курсы, - рассказал "РГ" ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев.
Каждый вуз должен подготовить не менее 10 курсов за год. Всего на первом этапе будет разработано около 80 образовательных программ по разным дисциплинам - с видеолекциями, проверочными заданиями и тестами.
- Все курсы будут проходить экспертизу УМО и Координационных советов по областям образования, которые гарантируют их качество и соответствие требованиям, - пояснил ректор МГУ Виктор Садовничий. - Прообразом онлайн-курсов в нашем университете послужили так называемые межфакультетские курсы, которые уже третий год читаются для всех студентов. Сейчас их уже более 150. В МГУ год назад был запущен проект по открытому образованию "Университет без границ". В видеоархиве - 800 лекций по самым разным областям знаний. Самые популярные - "Основы астрономии", "Язык, культура и межкультурная коммуникация", "Полеты в космос", "Уильям Шекспир в историко-культурной традиции", "Океанология для всех" и другие.
А как рассказала ректор МИСиС Алевтина Черникова, этому вузу предстоит разработать 11 курсов по материаловедению, физической химии, термодинамике, сопротивлению материалов, основам конструирования.
- Наши возможности гораздо шире, но мы сосредоточили усилия на тех направлениях, в которых традиционно сильны, - говорит Алевтина Черникова. - Опыт дистанционного обучения есть: открыт образовательный интернет-портал по заказу минэнерго, который рассчитан на программы повышения квалификации. Работает заочная школа материаловедения для школьников.
По итогам курса слушатель сможет получить зачет и сертификат. "Правила оценивания, общий вид сертификата сейчас разрабатывается", - пояснил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев. Чтобы национальный портал заработал в полную силу, нужно, чтобы и другие вузы, в том числе в регионах, захотели присоединиться к проекту.
- Сразу скажу: никакой конкуренции для региональных вузов нет. У многих университетов есть хорошие образовательные программы, особенно по профильным дисциплинам. За счет дистанционного обучения появится возможность перераспределить ресурсы в пользу профильных дисциплин, - говорит Янышев.
Сертификация по курсам может быть платной. Но оптимисты считают, что с переходом вузов на подушевое финансирование все будет проще: если дистанционные курсы войдут в учебный план, деньги на них даст бюджет. И тогда заплатить за сертификат могут попросить только студентов негосударственных вузов или желающих заняться самостоятельным обучением.
Российская национальная платформа открытого образования будет состоять из нескольких подсистем. Одна будет отвечать за обучение, другая - учитывать посещаемость и оценки, третья - формировать индивидуальные образовательные траектории.
- Информационные системы вузов будут тесно связаны с новой платформой. Преподаватели смогут сделать отсыл к любым курсам и часть из них автоматически перезачесть в рамках образовательной программы. Кроме того, вуз сможет загрузить из платформы списки своих студентов, получить доступ к данным об их успеваемости, - отмечает заведующий лабораторией инновационных образовательных технологий МФТИ Тарас Пустовой.
Сервера со всей информацией будут стоять в России. Обслуживать платформу, обновлять, устранять ошибки будет специальная компания - оператор платформы и технические партнеры (их выберут до 1 сентября). Главная задача - наладить работу в автономном режиме, чтобы не получилось как с известными Сoursera и EdX, доступ к которым для жителей Крыма был заблокирован.
Российская платформа открытого образования будет доступна практически с любого планшета, смартфона, компьютера через браузер. А чуть позже разработчики обещают сделать и мобильное приложение для самых популярных гаджетов. Как это работает? Регистрируешься на сайте, выбираешь понравившуюся тему и слушаешь лекции. При этом сам планируешь график обучения и экзаменов, а вся информация отображается в личном кабинете.
- Задача платформы - предоставить преподавателю необходимые инструменты. На первом этапе это будут видеоуроки, презентации, тесты, задания на нахождение численного ответа, или формул - стандартный набор. Плюс виртуальные лаборатории, тренажеры, симуляторы, - рассказывает Василий Третьяков, директор Института технологий открытого образования УрФУ.
И чем дольше будет работать система, тем больше будет внедряться новых сервисов. Например, в платформу могут быть интегрированы системы портфолио и резюме, поиска работодателей, индивидуальных репетиторов, новые образовательные стартапы. Прогнозируемые затраты на разработку единой платформы пока не раскрываются. Сначала портал будет рассчитан на 5-10 тысяч одновременно обучающихся студентов, а дальше - по нарастающей.
Подготовила Ксения Колесникова