Машина дойку не проспит
Пионерами в освоении роботов-дояров уральцы не стали. К заграничной технике в местных хозяйствах присматривались долго. Во-первых, стоит система дорого - от семи до 15 миллионов рублей. Область, правда, выделяет на их приобретение субсидию, но все равно сумма остается немалая. Во-вторых, рассчитан автомат на фермы с беспривязным содержанием животных, которое пока тоже недостаточно распространено. А потому, прежде чем устанавливать новомодное оборудование, предстояло модернизировать или даже кардинально перестроить имеющиеся животноводческие комплексы, что тоже очень затратно. Приводили и третий довод: один робот способен выдоить 50-70 коров, а человек - гораздо больше.
Даже в областном минсельхозе сомневались, что новинка быстро приживется. Но сегодня Михаил Севостьянов, начальник отдела животноводства министерства АПК и продовольствия Свердловской области, не считает, что вопрос о том, сколько роботов понадобится, чтобы заменить всех доярок в регионе, - из области фантастики.
- На фермах Среднего Урала содержатся 89 100 коров. Производительность одного робота - 60 коров в сутки, то есть требуется 1485 роботов, - подсчитывает он. - Конкретных планов их приобретения нет: в каждом случае вопрос решается исходя из экономической целесообразности. Однако рано или поздно заменить всех доярок машинами все равно придется.
Первая в Свердловской области роботизированная система доения заработала 6 августа 2014 года в СПК "Глинский" Режевского района. Как говорит председатель сельхозкооператива Александр Никитин, о вложенных деньгах здесь не пожалели. Наоборот, появились планы покупки еще нескольких систем. Сейчас два робота обслуживают 127 коров, а остальные 1210 пеструх - на попечении 20 операторов машинного доения. Конечно, не всех сразу, а часть из них роботы заменят уже на будущий год. Аналогичная картина в талицком "Колосе": здесь строят два новых корпуса, осенью их планируют сдать в эксплуатацию, оснастив двумя роботизированными доильными системами.
Главная причина, заставившая руководителей уральских хозяйств решиться на дорогостоящие покупки, - нехватка кадров. Все председатели в один голос жалуются: большинство ферм плохо оборудовано, работа тяжелая, зарплата невысокая - естественно, целеустремленная и амбициозная молодежь стремится уехать в города. Найти хорошего дояра - настоящая удача. Недаром на областных конкурсах профмастерства из года в год знакомые лица. Роботы же на житейские невзгоды не жалуются, готовы трудиться и днем, и ночью. Это, кстати, не просто фигура речи: оказывается, и среди парнокопытных попадаются "совы". А поскольку они содержатся без привязи и сами выбирают время доения, нередко заставляют роботизированную установку включиться и среди ночи. В среднем за сутки каждая пеструха навещает робота два с половиной раза. Доярки же, как правило, приходят на ферму лишь дважды.
Рога не мешают
Роботизированная установка - это, грубо говоря, кабинка, куда корова заходит столько раз, сколько захочет. Пока она лакомится порцией вкусного корма, компьютер считывает данные с чипа на ухе или шее, робот с помощью лазера находит, куда прикреплять доильный аппарат. Умная машина сама определит качество молока, да еще выдаст массу информации о состоянии здоровья животного.
Как рассказывают операторы, вокруг роботов-дояров, как и вокруг любых новинок, появилась куча домыслов. Говорят, например, о том, что далеко не каждая корова годится для системы (по росту, расположению вымени и т.д.). На поверку - применительно к уральской черно-пестрой породе - этот миф оказался совершенно несостоятельным. И главное, что не менее важно, - буренкам техника понравилась.
- Привыкание происходило в течение суток. Уже с первого раза животные оценили преимущества: здесь вкусно и безболезненно. А если корова подошла раньше времени, то автомат просто не произведет никаких манипуляций, - пояснил Александр Никитин.
В Талице выбрали иную тактику: роботов поставили на обслуживание молодых коров-первотелок: животным просто не с чем сравнивать - они думают, что по-другому и быть не может.
- Изначально подразумевалось, что корова отвечает ряду параметров, вплоть до того, что рога у нее должны быть отпилены. Но мы ведь люди простые - решили проверить на практике. Запустили коров к роботу без всякой подготовки и увидели, что и рога ничуть не мешают, и вымя самое подходящее, - рассказывает председатель СПК "Колос" Григорий Шубин.
Еще один миф гласит, что качество молока, полученного роботами, несколько выше. Это сырье можно приравнять к продукции, прошедшей пастеризацию. А посему молокозаводы более охотно сотрудничают именно с автоматизированными фермами.
Программное обеспечение комплексов действительно способно проводить контроль молока по нескольким химико-физическим и микробиологическим показателям. Однако, как нам пояснили в областном профильном министерстве, особых преимуществ (по крайней мере, пока) это не дает, потому что реализуется молоко в общем объеме - вместе с тем, что получено традиционным способом.
- Все равно мы возим сырье на анализ в аккредитованную лабораторию. Но можно оснастить систему доения дополнительным оборудованием. Например, мечтаем купить устройство, которое будет определять жирность и количество белка в исходном сырье. Стоит оно 280 тысяч рублей. Если сертифицировать это оборудование, то в лабораторию молоко можно уже не возить, - делится планами председатель СПК "Глинский".
Проще, чем танк
По расчетам свердловских молокопроизводителей, роботизированные системы доения окупятся всего через пять лет. Во многом благодаря значительному размеру субсидии - 70 процентов от стоимости оборудования. В Свердловской области взнос государства один из самых высоких среди российских регионов. Скажем, в Калужской области запущен специальный проект "100 роботизированных ферм за два года", но за счет бюджетных средств там восполняется только 40 процентов стоимости. В Башкортостане предприятия, устанавливающие роботов-дояров, получают поддержку в виде фиксированной разовой суммы - 2,5 миллиона рублей. В Кировской области размер предусмотренных субсидий из региональной казны доходил до 50 процентов от произведенных затрат.
- Субсидия большая, поскольку роботы дорогие и технология совершенно новая для области - высоки риски в организации обслуживания и ремонта. В дальнейшем размер субсидии будет снижаться, - уточнил Михаил Севостьянов.
К слову, о поломках. Григорий Шубин рассказал, что за восемь месяцев работы ремонтировать оборудование приходилось не раз: где-то справлялись сами, а где-то вызывали специалистов представительства компании-производителя из Калуги (установки на гарантии). Когда официальный дилер появится и на Среднем Урале, с ремонтом будет проще.
Тут возникает вполне уместный в свете политики импортозамещения вопрос: неужели Свердловская область, которая всегда славилась развитым машиностроением, не может организовать производство собственных подобных машин?
- В мире три основных производителя роботов: DeLaval (Швеция), Lely (Голландия) и Fullwood (Великобритания). Технически робот не самая сложная штука, танк Т-90 гораздо сложнее. И если мы делаем танки, то и доильных роботов сможем сделать. Вопрос опять-таки в экономической целесообразности, - подводит итог Михаил Севостьянов.
Справка "РГ"
Научные разработки по созданию доильного робота велись в мире с конца 70-х годов прошлого века, а их производство началось с 1997 года. Достаточно быстро эта техника завоевала популярность среди европейских фермеров: уже к 1999 году в Европе эксплуатировалось 400 автоматических доильных систем. Сейчас в мире работают 25 тысяч роботов, их число удваивается каждые четыре года и, по некоторым подсчетам, к 2020 году достигнет 60 тысяч.В России первый автоматический дояр появился в 2007 году на племзаводе "Родина" Вологодской области. За год хозяйство посетило около пяти тысяч специалистов со всей России и стран СНГ - все стремились увидеть чудо-технику. Сейчас в России работают более 400 систем роботизированного доения.