Малый бизнес Зауралья не смог попасть в торговые сети

После введения санкций и резкого сокращения импортных поставок крупные торговые сети в Зауралье заявили о лояльности к местным товаропроизводителям. Однако на деле предприниматели особых изменений не ощутили. Какие препоны им приходится преодолевать и как смотрят на ситуацию ретейлеры, выяснял корреспондент "РГ".

Расходы туда и обратно

Роман Степанов, возглавляющий в Зауралье Ассоциацию молодых предпринимателей, сотрудничает практически со всеми торговыми компаниями, представленными в Курганской области. Правда, прежде чем замороженные полуфабрикаты, которые он производит, попадут на полки магазинов федеральных сетей, им приходится совершить путешествие из Кургана в Челябинск и обратно.

- Мелких производителей федеральные сети напрямую не пускают в свои супермаркеты, - рассказывает бизнесмен. - Они требуют везти продукцию сначала в распределительный центр (главный склад), откуда уже своим транспортом развозят по магазинам. Причем предпочитают большие объемы, например, не меньше фуры в неделю.

Кроме того, по словам предпринимателя, чтобы мелкому производителю попасть в список поставщиков торговой сети, надо сначала пройти листинг - выполнить ряд условий и требований, что не каждому по карману. Как рассказал Роман Степанов, примерно по десять процентов от оборота уходит на листинг, логистику (доставку продукции до распределительных центров), а еще нужно заплатить ретро-бонус (процент от объема реализации). Допустим, продал предприниматель товара на миллион - десять процентов должен отдать магазину.

- "Мы не продавцы, а ретейлеры, наша задача - поставить вам систему продаж", - любят повторять в крупных торговых сетях, - рассказывает предприниматель. - А раз так, поставщики должны еще заплатить за маркетинг и продвигать свой товар на полках с помощью желтых ценников, промоакций, дегустаций. Но выбора нет: или принимаешь эти условия, или не работаешь вообще.

Работа на вход

С региональными торговыми сетями, утверждает предприниматель, договориться проще. У них и наценки ниже, и бонусов меньше, можно работать напрямую, минуя распределительный центр. Однако и к ним могут попасть далеко не все. Так, по наблюдению одного из бизнесменов, не захотевшего раскрывать свое имя, даже несмотря на сложные экономические условия и непрекращающийся рост цен, политика сетей не изменилась: они думают не о том, чтобы сделать товар доступным для населения, а об увеличении своих бонусов. Официальные вознаграждения, а также замаскированные разнообразные откаты (например, на развитие, рекламу и т.п.), премии и прочие траты могут составлять от 35 до 50 процентов оборота, утверждает собеседник "РГ". По его словам, три года подряд он подает заявку в одну из региональных компаний, чтобы торговать там хлебобулочными изделиями. Но сеть требует за вход по 300-400 тысяч рублей за каждый вид продукции. Даже за минимальный ассортимент, скажем, пять сортов хлеба и булок,придется отдать 1,5-2 миллиона рублей. То есть месяц работать только "на вход".

- Я много раз предлагал скинуть примерно на рубль отпускную цену товара при условии, что магазин тоже пойдет на уступки - отменит или сократит до 1-2 процентов свои бонусы, - рассказал хлебопек. - Но на уменьшение бонусов компании не идут ни в какую, зато за предложение рублевой скидки цепляются мгновенно и в итоге вынуждают поставщика пойти на это в одностороннем порядке: станешь упираться, твое место в магазине займет конкурент.

Переработчик уверен: если подобные накрутки убрать, то хлеб упадет в цене как минимум на 20-25 процентов. Поэтому он горячо поддерживает предложение депутатов запретить бонусы. Жаль только, дело движется слишком медленно: внесенный в Госдуму еще осенью прошлого года законопроект пока не дошел даже до первого чтения.

Демонстрация лояльности

Между тем в самой крупной региональной торговой сети Курганской области корреспондента "РГ" заверили, что никаких входных бонусов для своих поставщиков компания не устанавливает. Все контрагенты имеют равные условия доступа на товарный рынок. Кроме того, подчеркивают, что такие бонусы запрещены законодательством.

- Сеть является самой лояльной к местным товаропроизводителям, - заявил гендиректор компании Олег Серых. - Мы заинтересованы, чтобы местная продукция была представлена на полках магазинов, так как она очень востребована покупателями, и не создаем никаких препятствий для доступа на товарный рынок любым товаропроизводителям, в том числе и местным. Приоритетом в первую очередь является качество товаров, а также цена продукции. Важна, конечно, и надежность партнеров.

Еще в компании рассказали, что торговая надбавка составляет не более 15 процентов к отпускным и оптовым ценам производителей и поставщиков продуктов питания, как и рекомендовано распоряжением губернатора Курганской области.

Менее откровенны представители федеральной розничной сети. На запрос корреспондента "РГ" в компании ответили, что работают не только с крупными, но и с небольшими региональными предприятиями.

- Сотрудничество с локальными производителями - это взаимовыгодный процесс, - отмечают в пресс-службе сети. - Сеть пополняет свой ассортимент качественной продукцией, а производители получают надежный канал сбыта, а также возможность доступа на рынки других регионов. Правда, компания предъявляет высокие требования к предлагаемому ассортименту. Одно из главных - соответствие продукции законодательно установленным нормативам. Чтобы сделать работу с поставщиками максимально прозрачной, розничная сеть разработала ряд критериев, которые призваны сделать понятными принципы отбора партнеров. С ними можно ознакомиться на официальном сайте компании.

В региональном управлении антимонопольной службы, в свою очередь, сообщили: с момента вступления в 2009 году в силу федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности жалоб от поставщиков на создание дискриминационных условий в торговых сетях в УФАС не поступало. Сами товаропроизводители "не на диктофон" говорят о том, что не жалуются, потому что просто опасаются еще более ухудшить свои отношения с сетями.

- Случаев навязывания невыгодных условий договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть, а также нарушений требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки на территории Зауралья не зафиксировано, - лаконично прокомментировала руководитель Курганского УФАС Ирина Гагарина.

Мнение

Виктор Сбродов, генеральный директор ООО "Молоко Зауралья":

- Сотрудничество с торговыми сетями - это очень трудоемкая многолетняя работа и длительный переговорный процесс. Например, для того чтобы начать работать с федеральными компаниями, я посетил Центр закупок сетей в Москве, ездил в Краснодар и договаривался об условиях на уровне высшего руководства. Усилия не пропали даром. Мы не пошли на встречные условия, которые они выдвигали, а выдвинули свои, в результате нашли взаимоприемлемый вариант. Разница в ценах - отпускной и розничной - незначительная, в результате наши продукты вполне доступны потребителю даже с невысоким достатком.