Фирма не справляется
Пока город вообще остался с единственным полигоном бытовых отходов. Эксплуатации второго, находящегося рядом, воспрепятствовали надзорные органы: прокуратура после совместного с областным департаментом недропользования и экологии выезда на площадку обратилась с иском в гражданский суд, и тот приостановил ее работу. В свою очередь управление Росприроднадзора добивается административного наказания предприятия-оператора за грубейшее нарушение условий лицензии по статье 14.1 КоАП РФ. Согласно новым требованиям природоохранного законодательства, в текущем году каждый лицензиат обязан получить новое разрешение. В данном случае его выдача под вопросом.
Два соседствующих полигона, расположенных на Велижанском тракте, конкурировали друг с другом. Не способствуют ли чиновники монополизации услуги, выражая чьи-то интересы? Вроде нет. Претензии обоснованные, прокуратура защищает интересы пострадавших граждан, число которых может достигать десятков тысяч. Ведь злополучная свалка частенько горит, чад идет на садовые товарищества, пригородные поселки, доходит до густонаселенных микрорайонов.
- На периодическое задымление пожаловались дачники, круглый год живущие на своих участках, - поясняет заместитель прокурора Ленинского округа Тюмени Анна Соловьева. - На момент проверки, в конце января, мусор горел или тлел в нескольких местах. Помимо того, мы выяснили, что полигон не включен в федеральный реестр объектов размещения отходов. Между тем это непременное условие для работы специализированой организации. Руководитель хозяйствующего субъекта не представил убедительных аргументов в свою защиту. Весной это ООО дважды просило суд позволить ему возобновить эксплуатацию полигона: мол, все требования выполнены. Суд отказал.
Не так давно полигон опять загорелся, окрестности затянул едкий черный дым. МЧС даже отрядило сюда пожарных для патрулирования промзоны - возникла опасность распространения огня за ее пределами. Тушить его - обязанность арендатора. Водой из шланга тлеющие на многометровой глубине при высокой температуре очаги не залить: мусорные монбланы подобны торфяникам. Единственный эффективный способ, сравнительно недорогой, - перекрыть доступ кислорода навалкой и утрамбовкой грунта. Поскольку пламя разошлось по поверхности, учредитель эксплуатирующей фирмы предположил намеренный поджог в ветреную погоду с целью дискредитации предприятия. Кто эти недоброжелатели, бог весть. Управление МЧС версию поджога не подтвердило. Следовало бы давно установить по периметру площадки видеокамеры, но у ООО даже до фирменного сайта руки не дошли: на портале скудная информация трехлетней давности.
Поле чудес
Количество всякого рода ЧП, криминальных историй, связанных с тюменскими полигонами, зашкаливает. Вот официальные сообщения из хроники правоохранителей, начиная с 2008 года. Городское УВД с подачи прокуратуры возбуждало уголовное дело (незаконное предпринимательство с извлечением крупного дохода) против директора предприятия, эксплуатирующего два полигона без лицензии. Тогда же общество оштрафовали на полмиллиона рублей за нарушение экологического законодательства. Спустя четыре года было открыто еще одно уголовное дело - за уклонение от уплаты налогов на 32 миллиона рублей. По версии следствия, составлялись фиктивные договоры о поставках щебня и грунта на полигоны. Налоговики, насчитав пеню, потребовали вернуть в бюджет почти полсотни миллионов рублей.
В прошлом году в течение трех месяцев жутко чадила, отравляя атмосферу на многие километры вокруг, заброшенная свалка на Московском тракте. Масштабное задымление ощущали многие тюменцы, его фиксировали даже космические спутники. Полигон открыт в 1977-м, предельный срок его эксплуатации муниципальные власти скрепя сердце продляли "из-за отсутствия альтернативной площадки". Наконец в 2011-м последовал запрет на размещение отходов, но их, по свидетельствам очевидцев, периодически сгружали с разных машин уже близ въезда на полигон, которому в регионе нет равных по запасам мусора.
Дремлющие вулканы
Стоимость рекультивации в докризисных ценах была 150 миллионов рублей. Нынешней весной о необходимости таких мер напомнила транспортная прокуратура, которая усмотрела в свалке, притягивающей птиц, угрозу для лайнеров: относительно рядом международный аэропорт. Поддержанное судом требование об экстренной ликвидации полигона вызвало нервный смех у лиц, ответственных за использование земель гослесфонда. Перемещение миллионов тонн, форсированное строительство специальной площадки для их складирования потребует огромных бюджетных вложений. Процесс будет напоминать сизифов труд.
На безотлагательной рекультивации свалки настаивают и жители близлежащих селений.
- Я из Дударева. Порой плотность дымовой завесы такова, что в 10 метрах предметы плохо различимы. Хоть противогаз натягивай, даже в квартире с закрытыми наглухо окнами ощущаешь едкий запах. Мои родители в деревне Дербыши во время горения мусора также задыхаются. Я отвожу своего ребенка в детсад поселка Московского. Так ведь и он, что называется, находится в зоне поражения. Страшновато, знаете ли, - говорит Светлана Зубова.
Жители деревни Посохово, живущие едва ли не в эпицентре смоговых образований, пикетировали областной парламент.
Промышленный эколог профессор нефтегазового университета Галина Старикова разделяет тревоги заложников непредсказуемых "полигонов-вулканов":
- Горящие свалки, где масса токсичных отходов, безусловно, опасны. В саже бензопирен, диоксины, формальдегид, другие вещества, губительно воздействующие на организм.
Кстати, когда осенью позапрошлого года на скандальный полигон по Велижанскому тракту выезжала группа депутатов облдумы, им порекомендовали не выходить из салона автобуса…
В 2010 году на Велижанском же тракте с помпой был открыт новый полигон ТБО, представленный общественности как один из лучших в РФ. Проектный срок эксплуатации - 11 лет. Судя по отчетам, объем размещаемых тут отходов уже превышает годовой пороговый уровень. Следовательно, к концу десятилетия ресурсы площадки, обошедшейся налогоплательщикам приблизительно в 350 миллионов рублей, будут исчерпаны. Пять лет назад администрация города надеялась на скорое появление цехов по сортировке мусора, отбору утильсырья, переработке значительной части хлама. Тогда доля отходов для захоронения резко бы уменьшилась, а 30 отведенных гектаров прослужили минимум пару десятилетий. Увы, до утилизации пока не дошло.
Новый подход к отходам
Ответственность за ее организацию взяло на себя правительство региона. По его инициативе сервисное предприятие прошлой осенью сменило статус с унитарного муниципального на государственное областное. Вкратце концепция властей такова. В Тюмени ТБО перед их отправкой на загородный комплекс станут тщательно прессовать на двух перегрузочных станциях, чтобы "не возить воздух", сократить транспортные расходы. На оплату услуг перевозчиков уходит, по сведениям заместителя губернатора Вячеслава Вахрина, три четверти целевых тарифных сборов. При этом недобросовестные водители подчас экономят на горючем - избавляются от груза по пути к полигону. Разлагает "порочная схема" оплаты. Ее изменят: вместо автоматического расчета за невесть как оказанную услугу платить будут только по факту сдачи приемщику, в соответствии с весом. В свою очередь владельцы жилья заключат договоры с переработчиками мусора, обязуясь напрямую перечислять им плату за операции с ТБО. Новую схему обращения с отходами, одобренную облдумой, планируется реализовать на всей территории региона путем заключения концессионного соглашения с единым инвестором. Цена вопроса - полтора миллиарда рублей. В апреле концессионер приступил к проектированию перерабатывающего завода под Тюменью.
- Захоронение бытового мусора на полигонах - это технология вековой давности, от которой надо решительно отказаться в пользу глубокой и комплексной переработки. Свалки - постоянный источник экологического загрязнения. По моим данным, на переполненном полигоне Велижанского тракта не одна сотня тысяч ртутных ламп. Не оставлять же их там, - говорит председатель комиссии по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов. - А что делать с "горой" на Московском тракте? Под Мюнхеном подобный по размеру, но не по составу отходов полигон превратили в ландшафтный парк. Наш, на котором в числе прочего утрамбован в изрядном количестве пластик, в достопримечательность не превратишь. Его содержимое остается сортировать с последующей промышленной утилизацией.