О том, что "заморозка" цен на продукты питания будет продлена, рассказал "Российской газете" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. В эту ассоциацию входят крупнейшие российские торговые сети.
"Мы сейчас определяемся, в каком виде будет правильно продолжить эту акцию. Вероятнее всего, каждая компания будет самостоятельно определять перечень товаров, которых она будет касаться", - заявил представитель организации.
Он отметил, что разброс товаров, которые попадут под новый этап программы, на этот раз станет шире. Ритейлеры не будут ориентироваться только на социально значимые продукты, как это происходит сейчас. При этом Карпов отметил, что члены ассоциации стараются действовать адекватно и выбирать для акции те товары, цены на которые необходимо дополнительно контролировать. Так, цены на овощи, по его словам, и так начинают постепенно снижаться, что характерно для весенне-летнего периода.
О "заморозке" цен на многие социально значимые продукты торговые сети стали объявлять в феврале этого года. Продукты питания в России стали дорожать очень высокими темпами с конца 2014 года. При этом в январе 2015 года вопреки традиционному тренду цены не снизились, а продолжили активно расти.
Причиной подорожания продовольствия стал резкий рост курса доллара. Цены стали расти не только на товары, непосредственно ввозимые из-за рубежа, но и на российские заменители. Кроме того, стала дорожать продукция, при производстве которой используются импортное сырье или оборудование, а также те товары, которые можно было продать за границу за доллары, их экспорт значительно вырос. В конечном счете резкий скачок курса доллара сказался практически на всех без исключения товарах на полках российских магазинов.
В начале февраля о "заморозке" стоимости отдельных товаров заявили несколько крупных торговых сетей. Позже акцию поддержали в Ассоциации компаний розничной торговли и многие региональные торговые сети.
Представители отрасли направили в Федеральную антимонопольную службы (ФАС) списки товаров, цены на которые будут зафиксированы. Каждая компания сама определяла, стоимость каких товаров будет зафиксирована.
Но у большинства основу составлял перечень социально значимых товаров, утвержденный правительством. Общий список, опубликованный ФАС, включал 56 наименований, в том числе говядину, свинину, курицу, пельмени, масло, хлеб, плавленый сыр, макароны, кофе, яблоки, соль, шоколад и даже вино. Также отдельные сети "замораживали" цены на непродовольственные товары: мыло, зубную пасту, туалетную бумагу.
В летний период продовольственная инфляция в России, как правило, замедляется.
"РГ" выяснила у экспертов, каких сюрпризов нам ждать этим летом, а какие продукты уже вряд ли будут бить по кошелькам покупателей.
Огурцы и бананы. Плодоовощная группа в наибольшей степени подвержена сезонным колебаниям, говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Ценовой пик, по ее словам, приходится на апрель-май-июнь. "А начиная с июля до октября на рынке значительно увеличивается предложение продукции российского производства. Она идет буквально с полей". И цены начинают снижаться.
По мере поступления на прилавки урожая из стран ближайшего зарубежья и Юга России также начинают снижаться цены и на тропические фрукты: бананы, апельсины, киви и так далее.
"Что касается косточковых, семечковых, картофеля и капусты, в июле-августе мы отмечаем снижение цен процентов на 60 относительно уровня мая-июня", - говорит эксперт. Правда, в этом году, по ее словам, цены вряд ли снизятся также сильно, как обычно. Это связано с тем, что при выращивании овощных культур применяются импортные семена. А они подорожали.
Мясной ряд. Рынок мяса был "перегрет" в январе из-за ситуации на валютном рынке. Сейчас производители и торговые сети понимают, что объемы продаж из-за этого снижаются. "Поэтому я вижу по мясной группе тенденцию к стабилизации и даже некоторому снижению цены", - говорит Тюрина.
Данные Росстата показывают, что из мясной группы больше всего в нынешнем году дорожали консервы. С начала года они подорожали в среднем на 15 процентов. Этот рост вскоре тоже остановится, говорит эксперт.
Подсолнечное масло. Оно один из лидеров по росту цен в этом году. Судя по данным Росстата, ко второй декаде апреля оно подорожало почти на 19 процентов. Причиной стали рост курса доллара и слабый урожай подсолнечника. Фермеры стали придерживать товар, а производители сырого масла нарастили экспортные поставки. Все это привело к бурному росту цен на сырое подсолнечное масло, основное сырье для производства бутилированного масла.
Сейчас тенденция на рынке сырого подсолнечного масла развернулась, цены уже опустились ниже февральских пиков, отмечает гендиректор аналитического агентства "ПроЗерно" Владимир Петриченко, и, вероятнее всего, еще несколько снизятся. Это снизит издержки производителей бутилированного масла.
Последние данные Росстата показывают, что розничные цены уже начали "остывать". Если раньше масло дорожало по 0,4 процента в неделю, в последнее время - 0,2 процента.
Рыбный день. Морепродукты уже начали дешеветь. С начала апреля пошли вниз оптовые цены, рассказывает исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков, - от 5 до 19 процентов по разным видам рыбы. В рознице также цены стали снижаться, но пока не так активно, отмечает он.
"Сейчас все более пристальное внимание органы власти начинают обращать на вопрос экспорта непереработанного рыбного сырья. То есть сырья в стране будет оставаться больше", - указывает эксперт. Но, по его словам, пока ситуация в этой области остается не самой благоприятной для отрасли. И чем больше необработанной рыбы будет оставаться внутри страны, тем меньше цены будут зависеть от курсов валют.
Его слова подтверждает динамика розничных цен на рыбу. В этом году в связи с колебаниями валютных курсов она подорожала на 22,5 процента.