Андрей Степанович, мы знаем, что ФСС начинает масштабный проект по возвращению к полноценной жизни людей, получивших серьезные травмы на производстве. Как это будет?
Андрей Кигим: В свое время профсоюзы, напомню, передали фонду 12 санаторно-курортных комплексов. Мы вложили в их развитие 8 млрд рублей и создали на их базе центры по медицинской и трудовой реабилитации. Качество в них высокое, что подтвердили наши коллеги из Германии, которые готовы подписать договоры о сотрудничестве. Там, к примеру, есть тренажерные дорожки, бассейны, которые помогают человеку вновь начать ходить. Плюс людей там лечат. Сейчас центры работают вполсилы, поскольку бюджетные правила ограничивают наши инвестиции в них. Некоторые корпуса мы не можем достроить, но площадка для масштабной реализации программ реабилитации уже есть. И рассчитываем, что в ближайшем будущем все противоречия по финансированию центров будут сняты.
Как писала "РГ", инвалиды в 31 регионе с начала этого года не могут получить подгузники и абсорбирующее белье, так как поставщики отказались участвовать в конкурсах ФСС. Как решается проблема и когда людям выдадут все, что им полагается?
Андрей Кигим: В 20 регионах из 31 проблема уже решена. В оставшихся 11 регионах торги пройдут, мы рассчитываем, до 10 мая. Так что все те, кому положены бесплатные подгузники, смогут их получить. До этого они могут покупать их сами, а фонд компенсирует им стоимость, правда, не по той цене, по которой купили сейчас, а в пределах прошлогодней закупочной стоимости. То есть может получиться, что денег человеку вернут немного меньше, чем он потратил.
Вообще 90% жалоб посвящено обеспечению подгузниками. И это при том, что бюджетное финансирование этой услуги у фонда меньше 3%. К сожалению, 70% подгузников производится за границей. Один из путей, с помощью которого мы пытаемся решить проблему нехватки этих изделий, - помощь бизнесу в наладке собственного производства. Мы готовы объяснить предпринимателям, что те 3 млрд рублей, которые мы выделяем на эти цели, вполне могли бы идти для закупки подгузников у отечественных производителей. Им только надо составить нормальный бизнес-план. Минтруд и минпромторг в этом направлении движутся.
Как проходит эксперимент с электронными больничными?
Андрей Кигим: Хочу сразу отметить, что Фонд отвечает не за лечение гражданина, а за выплату ему потерянного заработка. Больницы и поликлиники выписывают больничный, на основании которого мы делаем расчет.
Первые три дня эту функцию осуществляет работодатель, после чего подключаемся мы. Практика показала, что этой работой занимаются 1300 наших сотрудников: проверяют подпись врача и подлинность самого документа. По сути, сегодня проверке подлежит 50% всех больничных, которых в год выдается 48 млн. То есть все свое рабочее время эти люди должны ходить по больницам и проверять качество бумаги. Это неправильно.
Конечно, есть фальшивые больничные, особенно там, где предприятие банкротится, но их можно выявить и менее затратными методами - через Сеть. Электронные услуги прочно вошли в нашу жизнь - желающие заказывают по Интернету пиццу, билеты на самолет и так далее. Почему бы и некоторые услуги здравоохранения не сделать электронными?
Примером может служить опыт прибалтийских стран, которые уже перешли на электронные технологии. В рамках местной системы электронного взаимодействия Фонд сегодня в состоянии получить справку из больницы, сведения из налоговой службы и Пенсионного фонда, чтобы посчитать среднюю зарплату и без проблем начислить гражданам потерю заработка. Эти подходы были озвучены Дмитрию Медведеву на правительственной комиссии по информатизации осенью прошлого года. Он дал согласие на эксперимент. И эти полгода мы вместе с минздравом смотрим, как в Белгороде и Астрахани происходит обмен информацией между больницами и нашим Фондом.
Это не так сложно, ведь многие медучреждения уже автоматизированы в рамках информатизации здравоохранения, врачи там в электронном виде заполняют историю болезни. И теперь больничные можно не распечатывать, а пересылать нам в электронном виде. Надеемся, что это будет удобно для врачей, пациентов и самое главное - мы сможем перепрофилировать своих сотрудников на оказание услуги, связанной с психологической помощью пациентам. Сегодня такой услуги в фонде в расширенном варианте нет.
Скоро начнется высокий курортный сезон. Будут ли в этом году граждане отправляться по линии фонда соцстраха в Крым? Какова готовность крымских санаториев?
Андрей Кигим: Конечно, будут. В прошлом году на курортах Крыма по линии ФСС отдохнули 30 тысяч человек. На эти цели мы получили из бюджета 1млрд рублей. И сейчас санатории и дома отдыха готовятся к приему пациентов с ослабленным здоровьем.
В прошлом году у санаториев был переходный период, когда они должны были работать в том же формате, что и раньше, без новых российских лицензий и аттестаций. Но практика показала, что все по-разному готовы к приему инвалидов (а фонд работает именно с этой категорией граждан). В части санаториев начали организовывать доступную среду - устанавливать пандусы, переоборудовать туалеты, вводить в программу специальные медицинские процедуры. В другой части пока не могут это сделать. Скоро в Крыму пройдет Госсовет, посвященный санаторно-курортному отдыху, где все эти вопросы будут обсуждаться. Мы полностью поддерживаем модернизацию санаториев. И если деньги будут выделены, поможем с организацией отдыха для инвалидов.
Специфика отдыха в Крыму заключается в том, что инвалиды часто вместе с сопровождающими прилетают на отдых и лечение самолетом, а это немного дороже. Нас это не пугает, мы готовы с этим справиться.
Электронные услуги прочно вошли в нашу жизнь - мы заказываем по Интернету пиццу, билеты на самолет... Почему бы и некоторые услуги здравоохранения не сделать электронными?