Как ранее сообщил пресс-секретарь главы Российского государства Дмитрий Песков, президенты России и Франции Владимир Путин и Франсуа Олланд сошлись на том, что Франция вернет России или вертолетоносцы "Мистраль", или полученную за них предоплату. Что касается сроков выполнения обязательств, то они пока неизвестны. Как пишет "Фигаро", судьба вертолетоносцев стала для французов настоящей головоломкой. "Среди основных вариантов действий, которые рассматриваются в Париже, изучается возможность уничтожения кораблей, - пишет газета. - Они будут либо демонтированы, либо затоплены в открытом море". Последний вариант "Фигаро" называет "наиболее экономичным", но одновременно самым "шокирующим".
В этой связи приводится мнение некоего высокопоставленного французского военного чиновника, который полагает, что подобный вариант был бы недопустимым по отношению к французским судостроителям.
Вероятность передачи "Мистралей" Военно-морскому флоту Франции также невелика по той причине, что вертолетоносцы были сконструированы по российским стандартам. Поэтому, как пишет "Фигаро", их придется "офранцузить", то есть перестроить под местные критерии. Подобная реконструкция может обойтись в сотни миллионов евро.
Многие в Париже склоняются к мысли о поиске новых покупателей для кораблей. Однако и в этом случае может возникнуть немало сложностей. "Не важно, какому варианту, в конце концов, будет отдано предпочтение, стоить он будет дорого. Никто не заинтересован в том, чтобы ускорить события", - цитирует газета представителя минобороны.
"Российская газета" попросила прокомментировать публикацию в "Фигаро" эксперта в области военных программ, политолога из французского Института международных и стратегических отношений (IRIS) Филиппа Миго:
- На мой взгляд, лучшее решение проблемы "Мистралей" - это выполнить условия контракта, заключенного с Россией, и поставить вертолетоносцы России, - считает эксперт. - Что касается вариантов того, как распорядиться ими, если сделка будет расторгнута, то все они со знаком "минус". Наихудший - это, конечно, затопить корабли.
Во-первых, с точки зрения дипломатической. Это слишком яркий, с негативным подтекстом символ, что может бросить густую тень на франко-российские отношения.
Во-вторых, нетрудно представить реакцию рабочих и техников Сен-Назера, которые строили эти современнейшие корабли. Пустить творения их рук на океанское дно. Они, наверняка, воспримут это как оскорбление.
В-третьих, власти, думаю, не решатся на такое еще и потому, что подобный шаг встретят в штыки французские "зеленые", которых Франсуа Олланд всячески старается заполучить в союзники на президентских выборах 2017 года. Лично я считаю, что такой вариант абсолютно невозможен.
Продать вертолетоносцы "Мистрали" кому-либо? Я не вижу, чтобы была очередь из желающих их приобрести. Ведь корабли построены с учетом российской специфики, чтобы плавать в холодных морях и океанах. Скандинавам, к примеру, Дании и Норвегии, эти корабли вряд ли нужны с военно-оперативной точки зрения, да и средств таких у них нет. На Канаду также не стоит рассчитывать. Там иная концепции развития Военно-морского флота.
Что касается интеграции кораблей в состав французского флота, то многое упирается в бюджет минобороны. Он ограничен и приоритеты другие. Помимо того, что потребуется серьезная переделка кораблей, их надо будет содержать, подыскивать для них команду. Все это выльется в немалые суммы, что ляжет дополнительным грузом на государственную казну.
Это не говоря о том, что у Франции уже есть три корабля класса "Мистраль". Вполне достаточно для выполнения задач, стоящих перед национальным военно-морским флотом.
Повторяю, лучший вариант решения проблемы "Мистралей" - это передать вертолетоносцы тем, кто оказал Франции в свое время доверие, заказав их.