- Начиная с 7 апреля мы ездили туда четыре раза, последний - 27 числа. Жалобы были на насилие над осужденными со стороны осужденных. Частично информация подтвердилась. Дело в том, что в ЛИУ-3 не так давно перевели осужденных из ЛИУ-10. И пошли конфликты. Контингент ЛИУ-10 с большими судимостями и тяжелыми заболеваниями - СПИД, туберкулез, многим из них терять нечего. Особо злостных уже наказывали. Я ежедневно созванивался с колонией, родственниками осужденных, вроде было улажено. Но, видимо, главный очаг не погасили, - рассказал он "РГ".
Эту же точку зрения высказал "РГ" и пресс-секретарь нижегородского Комитета против пыток Иван Жильцов.
- В начале апреля к нам обратились родственники, сообщили о физическом насилии в ЛИУ-3 к осужденным и со стороны осужденных, и со стороны сотрудников колонии. В апреле мы выезжали туда трижды. В первый визит никто из родственников не согласился дать официальные показания, часть из них от своих слов вообще отказалась. Хотя у одного из осужденных были множественные гематомы - он пояснил, что якобы упал. При последнем нашем визите в ЛИУ-3 осужденные продолжали жаловаться на применение насилия, а также на недостаточное питание, бытовые условия. Прозвучала также информация, что часть осужденных выполняет функции сотрудников администрации колонии, имея ключи от локальных зон.
В этот же визит в составе проверяющих был один из высокопоставленных сотрудников ГУФСИН. То есть, о проблемах они знали. Ситуацию со вчерашним конфликтом в ЛИУ-3 надо проверять, много противоречивых сведений. Но мы полагаем, что катализатором проблем стало объединение ЛИУ-3 и ЛИУ-10. Проще говоря, последние полезли со своим уставом в чужой монастырь, - пояснил Жильцов.
По последним данным, в результате конфликта в ЛИУ-3 вечером 6 мая более 20 осужденных получили телесные повреждения различной степени тяжести, 14 из них были направлены в больницу для оказания медицинской помощи. Один из пострадавших - 44-летний мужчина - скончался 7 мая в медицинском учреждении. Об этом сообщило СУ СК по Нижегородской области, возбудившее по факту беспорядков уголовное дело по статье 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества). Сейчас на месте работает следственно-оперативная группа. В ЛИУ-3 сегодня же выехали и нижегородские правозащитники.