Самые трогательные фильмы о войне

Журнал
    08.05.2015, 12:21
Текст:   Дарья Воронина
Фильмы про войну стали для советского и русского человека неотъемлемым атрибутом жизни. В детстве после их просмотра мы бежали на улицу и играли в "войнушку". Повзрослев, мы стали осознавать несгибаемую волю солдат Красной Армии, которые жертвовали своими жизнями за Родину. О самых трогательных и трагичных фильмах о Великой Отечественной войне - в этом материале.

"А зори здесь тихие" (1972 год)

Культовый фильм был снят по одноименной повести писателя Бориса Васильева, а экранизация была доверена мэтру советского кинематографа Станиславу Ростоцкому. Последний, сам бывший фронтовик, впоследствии вспоминал, что взялся снимать этот фильм в память о медсестре, которая однажды вынесла его с передовой и спасла от смерти.

Сюжетная линия развивается в 1942 году вокруг старшины Федота Васкова и пяти молодых девушек-добровольцев: Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак. Одна из девушек, Рита Осянина, находясь в самовольной отлучке, замечает в лесу двух немцев-диверсантов. Старшина и его бравые зенитчицы берутся остановить лазутчиков, но немцев оказывается шестнадцать вместо двух. Храбрые девушки гибнут одна за одной, но им все же удается уничтожить почти всех врагов, а оставшихся немцев в плен берет единственный выживший старшина Васков. После войны он находит и усыновляет сына Риты Осяниной.

Темы самопожертовования, отцовской любви старшины к ставшим ему родными зенитчицам заставляют смотреть весь фильм с "комом в горле" и слезами на глазах. "А зори здесь тихие" стал лидером советского кинопроката в 1973 году и безусловной классикой военного кино.

"Судьба человека" (1959 год)

Сергей Бондарчук личность для советского кинематографа уникальная. Он единственный, кому удалось получить звание Народного артиста СССР, минуя Народного артиста РСФСР, и это в 32 года. Стоит ли говорить, что режиссерский дебют, будущего обладателя премии "Оскар", получился сверхудачным. Фильм основывается на повести Михаила Шолохова. Как и сама книга, фильм является одной из первой картин, где образ узника концлагеря и пленника фигурирует как однозначно положительный.

Сюжет строится вокруг красноармейца Андрея Соколова (которого играет режиссер картины). В первых боях 1941 года он получает ранение и попадает в плен. Дома у него остается жена и трое детей. На протяжении повествования он, благодаря мужеству и силе воли, избегает расстрела и бежит из лагеря. Вскоре он узнает, что его жена и дочери погибли при бомбежке. Теперь у него остался лишь сын, который стал офицером и ушел на фронт, но и он гибнет в последний день войны. Убитый горем, одинокий Соколов после войны переезжает в Урюпинск, где встречает круглого сироту, маленького мальчика Ваню. В самом конце фильма Соколов говорит Ване, что он его отец. Пронзительная сцена, где "два сироты" находят друг друга, заставляет смахнуть слезу даже самых крепких мужчин.

"В бой идут одни "старики" (1974 год)

Еще одна веха в советском военном кино. Фразы любимого всеми фильма разошлись на цитаты, стали неотъемлемой частью фольклора. Леонид Быков, режиссер и один из главных героев картины, попытался передать образ солдата, который, хоть и живет на войне, но не живет одной лишь войной. Быков вспоминал:

"Известная мудрость гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои "второй, поющей эскадрильи" любят повторять: "Войны преходящи, музыка вечна!".

Вторая "поющая" эскадрилья летчиков известна по всему фронту. Мало того, что там самые замечательные пилоты, так они еще о досуге не забывают, организуя своеобразный оркестр. И как же кстати однажды на территорию аэродрома однажды садится самолет с женским экипажем! Фильм насквозь пропитан идеей о том, что фронт это не только "смерть каждую минуту", но и место для дружбы и любви.

Режиссер Быков еще в молодости грезил небом и страстно хотел стать летчиком, но крест на его мечтах поставил маленький рост. "Не получилось в реальности - получится на кинопленке" - подумал он и стал консультироваться у признанных асов Великой Отечественной войны. Вскоре Быков "Маэстро" уже знал о полетах достаточно, чтобы сыграть убедительно, но на этом он не остановился и назвал большинство героев фильма именами реальных героев войны.

"Они сражались за Родину" (1976 год)

Еще один фильм Сергей Бондарчука и еще одна "глыба" советской киноиндустрии. В 1976 году фильм посмотрели более 40 миллионов человек. В ленте снялась целая россыпь знаковых и любимых всеми актеров: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Бурков и другие. Такой сплав гениального актерского мастерства, отличной режиссуры и прекрасного одноименного романа Михаила Шолохова был обречен на оглушительный успех.

Сюжет картины строится вокруг солдат стрелкового полка, который в июле 1942 года раз за разом вступает в бой с частями противника. В фильме показан быт советского солдата - бойцы в промежутках между столкновениями купаются, шутят, заигрывают с сельскими девушками. На фоне всей этой иллюзии "мирной жизни" проходит война. Солдаты гибнут, и это воспринимается их боевыми товарищами ужасающе обыденно, ведь завтра может не быть и их. Интересно, что в фильме нет ни одного пафосного или явно искусственного диалога или сцены, бойцы делятся между собой самыми обычными вещами - мечтами или воспоминаниями о совершенных поступках.

Актеры настолько сильно вжились в свои образы, что фильм воспринимается как документальный. Хотя такое соответствие актеров и персонажей совсем неслучайно - практически каждый из актерского состава либо участвовал в Великой Отечественной войне, либо видел ребенком ее последствия.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники