08.05.2015 10:42
    Поделиться

    Омским ветеранам доставили 30 тысяч писем-треугольников

    В канун Дня Победы вместе с персональными поздравлениями от президента России почтальоны доставили омским ветеранам и труженикам тыла 30 тысяч писем-треугольников с поздравлениями. На треугольниках нет почтового штампа, и герои войны смогут бесплатно в любое время и в любую точку страны отправить в них свои сообщения друзьям и близким.

    Складывали треугольники своими руками омские дошкольники, ученики гимназий, лицеев, а также студенты.

    Многих ветеранов необычные послания тронули до глубины души.

    - Они напомнили о нашей тревожной молодости, о полях сражений, о ровесниках, погибших за Победу, - призналась руководитель омского клуба "Боевые подруги" Клара Дорофеева.

    Впервые 14-летняя омичка поняла, что такое война, в госпитале, где девчонки помогали санитарам ухаживать за ранеными. Однажды им дали поручение - помочь написать письма бойцам из палаты тяжелобольных. Подростки раздобыли бумаги, чернил и отправились выполнять задание.

    - То, что я увидела, меня поразило, - вспоминает Клара Дорофеева. - На кроватях лежали искалеченные люди без рук, без ног с забинтованными лицами. Большинство - совсем молодые ребята, которым еще жить да жить. Но самым удивительным было то, что, диктуя свои письма, они все как один говорили, что у них все хорошо. Просто немного задело. Что их скоро выпишут. Что, вернувшись на фронт, они сделают все, чтобы добить проклятого врага и с победой вернуться домой.

    В преддверии 70-летия Победы Исторический архив Омской области решил собрать письма фронтовиков о войне и обратился к омичам, хранящим подлинные документы, фотографии, воспоминания о Великой Отечественной войне, с просьбой передать их на государственное хранение архив. Это гарантия того, что память о воине-освободителе, героических тружениках тыла будет навечно сохранена. Вот несколько строк фронтовых посланий.

    1941 год

    - Дорогие мои! Вот и первый день войны прошел. Вокруг так все цветет, будто и нет ее. Мама, очень прошу, не волнуйся! Люди всегда воевали, и ничего страшного в этом нет. Лично я совершенно спокоен. Крепко целую, ваш Леся.

    - Я уже под Выборгом. Весь день звучит воздушная тревога, но артиллерия на месте. Видок у меня забавный. Обвешан с ног до головы сумками, подсумками, патронташами, в руке лопата, за голенищем нож. Он населения военным - почет и уважение. Стоит зайти в магазин, как женщины начинают кричать, чтобы нас пропустили без очереди. Невольно еще больше проникаешься чувством долга и ответственности. Леся.

    - Занимаем оборону. Враг то подступает совсем близко, то под нашим напором откатывается назад. Живем в окопах. Сегодня выдали сухие портянки, и сразу все повеселели. Целую, Алексей.

    - Неожиданно нагрянула зима. Ленинград совсем не похож на прежний нарядный, культурный город. Он по-военному суров, жители терпят лишения, но духом сильны. Сегодня у них большая радость - увеличили норму хлеба. Только сейчас начинаю понимать, как сказочно-прекрасной была наша прежняя жизнь. Алексей.

    1942 год

    - Родная моя Симочка. Осиротел наш взвод, и больше нет моего друга Николая Розумова. 20 лет, мой ровесник. Остались только письма и дневники.

    - Отправил тебе это грустное письмо, и пожалел. Разве мало таких случаев. Хотел забрать, но опоздал. Прости меня. Твой Герман. - Несмотря на трудное время, я почему-то все чаще думаю о будущем. Эх, Сима, какая жизнь будет после войны! Когда все это закончится, люди постараются как можно скорее построить счастливую жизнь. Дожить бы! Герман.

    - Дорогие родители командира Михаила Сафронова! Привет с фронта! За период боев с 27 августа по 6 сентября ваш сын - известный в полку снайпер, лично уничтожил из винтовки 100 фрицев и представлен к очередному воинскому званию. Вы можете им гордиться. 60 полевая почта. Часть 411.

    - Наш эшелон разбомбили. Загорелся состав, на воздух взлетели два вагона с боеприпасами. Какие смогли, мы с ребятами откатили в безопасное место и потушили. Я знаю, что все, кто со мной сейчас рядом, настоящие друзья, готовые поделиться хлебом, махоркой, всем, что у них есть. Поэтому я - в порядке. Ваш Алексей.

    1943 год

    - Идем по карте, но вместо сел и деревень одни пепелища. Много убитых немцев. У одного молодого парня - целая пачка фотографий. На всех со своей "кисой" - в поле, в горах, среди цветов. И чего ради стоило лезть сюда, принести столько горя, крови, разорения. И неминуемо быть убитым. Леша.

    - Сегодня в нашу часть к всеобщей радости пришли подарки с омской табачной фабрики. А мне по случаю того, что я коренной омич, вручили еще и кожаный портсигар. Правда, табак из него сыпется, но все равно очень приятно. Обнимаю, ваш Саша.

    - Представляете, сегодня прямо во время боя встретил Степу. Услышал знакомую фамилию Томилин! Оглянулся - родной брат! Оказалось, уже давно воюем в одной Сибирской дивизии. Еще одна радость - командование пошло нам навстречу, и теперь мы будем громить фашистов вместе, бок о бок. Ваш Иван.

    - Не пугайтесь, если придет извещение о моей смерти, это ошибка. Никто не думал, что я жив. Бились три дня за населенный пункт. Попали в окружение, потом в плен, меня и еще одного красноармейца едва не расстреляли. Но я бросился на одного из немцев, выхватил автомат, дал очередь, и - деру. Потом сам удивился. За этот случай меня представили к награде. Николай.

    - Отправляюсь на фронт, но уже пешком. Самолет вместе с первым пилотом сгорел в жестоком бою. Я выбросился на парашюте, но попал в плен. Через пять дней из лагеря удалось бежать. И вот я снова в своей старой части. Меня и моего погибшего друга представили к награде. Теперь иду с винтовкой добивать фашистского зверя. Знали бы вы, что эти гады делают с мирными людьми. Так что иду мстить. Василий.

    - Где я? Ну, конечно, на Украине! Жители встречают нас очень приветливо, я еще никогда не видел такого радушия и гостеприимства. Вечерами девчата спивают украинские песни, и на сердце стало значительно легче. Ваш Саша.

    1944 год

    - Привет из столицы нашей Родины! Буду в Кремле получать орден Ленина и Золотую звезду. Увижу Калинина! Немножко волнуюсь. Ваш Николай.

    - Немцы разучились воевать. Новое в нашем нынешнем наступлении - это большое количество генералов. Очевидно, у них уже пропала вера в хваленую силу вермахта. Саша.

    - Вчера случайно попал на концерт, и какой! В соседнюю часть приезжали фронтовые артисты. Солдаты под "партер" приспособили ящики из-под снарядов "Катюши". А когда заиграла скрипка, я едва не расплакался. Теперь, когда чувствуется конец войны, так нестерпимо хочется жить! Федор.

    - Здравствуй, мама. 3 октября 1944 года, мне стукнул 21. Из них я три с половиной года - на передовой. Эх! Получил второй орден и шестую благодарность от великого Сталина. Сегодня я жив и здоров. А вот вчера едва не погиб. Вражеская очередь насквозь пробила шапку, но голову, к счастью, не задела. Воюю в Норвегии. Скоро подойдем к Германии. Проклятые фрицы ответят за все. Федор.

    1945 год

    - Только что были в Прибалтике. Теперь - в Польше. Как не хватает ваших весточек. То ли не пишете, то ли цензура не пропускает, черт бы ее подрал! У нас каждый день идут жаркие бои. Сюда бы, на передовую этих цензоров!

    Анатолий. - Помнишь, Клава, как, уходя на фронт в сорок первом, я тебе обещал вернуться с победой? Вот и выполнил обещание! Расписался на одной из колонн Рейхстага. В том и ваша заслуга, надежные тылы! Это вы помогли нам пройти от Сталинграда до Берлина. Твой Федор.

    Поделиться