Новости

07.05.2015 20:00
Рубрика: Экономика

Дотянуться до звезды

Все гостиницы, пляжи и горнолыжные трассы в России получат свои "знаки качества"
В России появится шесть категорий гостиниц - от "без звезд" до "пяти звезд", а пляжам, в зависимости от их состояния, будут давать флаги разного цвета. Об этом "Российской газете" сообщила директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Ольга Ярилова.

И рассказала об условиях, которым должны отвечать гостиницы с определенным набором "звезд". Все это должно повысить качество сервиса на российских курортах и сделать отдых более доступным по цене.

Ольга Сергеевна, минкультуры утвердило новый порядок классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. Чем он отличается от прежнего?

Ольга Ярилова: Вообще система классификации объектов туриндустрии в России действует с 2003 года и осуществляется на добровольной основе. За эти годы она неоднократно пересматривалась, совершенствовалась и уточнялась.

О каких нововведениях идет речь? Во-первых, при минкультуры создается совет по классификации, который будет координировать деятельность всех субъектов классификации, утверждать типовую форму свидетельства и знака о присвоении объекту соответствующей категории, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы.

Во-вторых, откорректированы требования для каждой "звездной" категории, введены специальные требования для апарт-отелей, гостиниц, расположенных в исторических поселениях и объектах культурного наследия, курортных гостиниц и малых отелей. Появилась новая категория - "без звезд", что дает возможность пройти классификацию даже хостелам.

По каким критериям будут выставлять "оценки"?

Ольга Ярилова: Все туристские объекты оцениваются по нескольким направлениям: общее состояние, уровень сервиса, техническое оснащение, предоставление дополнительных услуг, качество и уровень персонала. Классификацией гостиниц предусмотрены 6 категорий: от "пять звезд" до "без звезд".

У горнолыжных трасс другие категории: "зеленая" - для начинающих, "синяя" - низкого уровня сложности, "красная" - среднего уровня сложности, "черная" - высокого уровня сложности. Классификация пляжей осуществляется по категориям: I (высшая), II и III. Информация о соответствующей категории пляжа доводится до потребителей путем вывешивания флага. Цвета флагов: синий флаг - для пляжа I категории; зеленый флаг - для пляжа II категории; желтый флаг - для пляжа III категории.

Мы учитывали европейский опыт, а именно - общеевропейскую систему классификации отелей Hotel Stars Union. Стандарты этой системы признаны в 17 странах Европы, и это подтверждает эффективность системы.

Что вы возьмете на заметку для дальнейшего совершенствования вашей системы?

Ольга Ярилова: Например, понятие Superior - лучший в своей квалификационной группе. Это позволяет градировать отели внутри одной категории.

Скажем, один отель "3 звезды" только дотянулся до этой категории, а другой "трехзвездочник" по оснащению, спектру услуг и сервису ближе к "4 звездам". Так вот в европейской системе этот отель будет классифицирован как "3 звезды Superior".

И какие конкретно условия для проживания должны предоставляться в гостиницах уровня 3, 4 или 5 "звезд"? Какой необходим набор услуг?

Ольга Ярилова: Начиная с категории "3 звезды" и выше в каждом номере обязательно должны присутствовать туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т. д. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, имеют телевизор, кондиционер.

Полы в них, как правило, выложены плиткой. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей вам предложат только мыло. В некоторых отелях можно взять напрокат утюг. На территории гостиницы может располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Персонал одет в форменную одежду, имеющую разделение по службам. Комнаты от 10-12 кв. м.

Отели категории "4 звезды" включают то, что есть в трехзвездочных гостиницах, плюс мини-бар, кондиционер, телефон, сейф, фен, туалетные принадлежности (выдаются обычно в день заезда). Ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажение и чистка одежды (при этом минимальное время заказа - сутки). В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, бассейн и т. д. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв. метров.

В отелях категории "5 звезд" есть все, что предлагается в четырехзвездочных, но на более качественном уровне. В некоторых случаях имеются второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Номера не менее 16 квадратных метров.

В четырех и пятизвездочных отелях также предполагается наличие сьютов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее.

Есть ли в России рекомендуемые уровни цен, в зависимости от уровня отелей? Насколько может разниться стоимость проживания, услуг и уровень сервиса в зависимости от "звездности" гостиниц и можно ли их как-то контролировать?

Ольга Ярилова: Гостиницы - это бизнес, они работают в конъюнктуре рыночных условий. Стоимость услуг устанавливают сами отельеры, исходя из спроса формируется предложение.

Чем выше качество предоставляемых услуг, а соответственно, выше звездность, тем выше стоимость проживания.

Если над пляжем реет синий флаг, значит, это пляж высшей категории, если желтый, то третьей категории

Российское законодательство не предусматривает регулирование цен на гостиничные услуги. За исключением случаев, когда принимаются отдельные решения правительства по регулированию цен на гостиничные услуги в периоды проведения крупных международных мероприятий, таких как, например, Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу.

Справка "РГ"

По статистике в России сейчас свыше 100 горнолыжных комплексов, порядка 9 тысяч объектов размещения крупного и среднего бизнеса. Что же касается мини и микропредприятий, то такая оценка проводится Росстатом раз в пять лет. В 2010 году их было более 65 тысяч.

Официальной статистики по пляжам нет. Но протяженность самых популярных пляжей Азово-Черноморского побережья, Приморья, Балтики, Каспия составляет более 3 тысяч километров.

Огромное количество пляжей в России расположено вдоль рек и озер. Для оценки этих объектов в этом году минкультуры проводит большой мониторинг, первые итоги которого появятся этим летом.

Экономика Туризм Правительство Минкультуры Вояж с Аленой Узбековой