Рейтинг президента Польши перед выборами упал до рекордно низкого уровня

В Польше выбирают президента страны. По мнению экспертов, из 11 кандидатов, которым удалось собрать больше ста тысяч подписей в поддержку своего выдвижения, реальный шанс на победу имеют только двое - действующий президент Бронислав Коморовский и кандидат от партии Ярослава Качиньского "Право и Справедливость" Анджей Дуда. При этом, по данным последнего предвыборного исследования Millward Brown, действующий глава государства ко дню голосования пришел с рекордно низким рейтингом - 39 процентов.

Избирательная гонка в Польше принесла много сюрпризов, хотя в начале ничто не предвещало неожиданностей. На старте - в феврале - казалось, что победа в кармане у действующего президента. Тогда его рейтинга вполне хватало на то, чтобы сходу получить необходимые 50 процентов голосов и автоматически остаться на занимаемой должности. Однако по мере приближения даты выборов Бронислава Коморовского ожидали все новые неприятности. Многочисленные протесты фермеров и перевозчиков, страдающих от российского ответа на санкции Евросоюза - эмбарго на продовольственные товары, забастовки шахтеров - все это хоть и было направлено непосредственно против правительства страны, но, тем не менее, не могло не отразиться на рейтинге кандидата от правящей партии "Гражданская платформа", которую представляет действующий президент.

Еще один удар нанесли Брониславу Коморовскому украинские друзья, приняв, спустя несколько часов после его выступления в Верховной Раде закон о признании организаций ОУН-УПА борцами за независимость Украины в ХХ веке. Политические конкуренты президента не преминули напомнить о ста тысячах польских жертв УПА на Волыни и открыто заявили, что глава государства, а в его лице и вся Польша получили пощечину от украинцев. Чтобы наверстать упущенное, Бронислав Коморовский решил играть на том же историческом поле - в канун годовщины Победы над фашизмом он пригласил политиков из восточноевропейских государств на конференцию историков и политиков в Гданьске. Многие СМИ писали, что глава государства хочет воспользоваться своим преимуществом над другими конкурентами - возможностью блистать перед фотокамерами в компании зарубежных политиков, в числе которых, разумеется, был и президент Украины Петр Порошенко. Но, с учетом предшествующих событий в Верховной Раде и последовавшего за ними скандала в Польше, это не спасло падающий рейтинг главы государства - в последний день кампании его поддержка впервые опустилась ниже отметки 40 процентов.

Еще одной неожиданностью оказалось то, что традиционный конкурент правящей "Гражданской платформы" - партия "Право и справедливость" - выдвинул на президентский пост не главу своей партии Ярослава Качиньского, а "темную лошадку" - молодого, энергичного и более сдержанного кандидата Анджея Дуду. К тому же, среди 11 претендентов на президентский пост нашлись новые лица и новые партии, которые заинтересовали поляков. И многие из них оттянули на себя часть электората действующего лидера Польши. При этом из пяти кандидатов, которые, согласно опросам, пользуются наибольшей популярностью у поляков, двое - лидер партии КОРВИН Януш Корвин-Микке и кандидат социал-демократов Магдалена Огурек декларируют желание улучшать отношения с Россией. Но главной сенсацией стал третий по популярности кандидат - певец и актер Павел Кукис, который, по мнению экспертов, является для поляков вариантом голосования "против всех", но при этом отбирает голоса именно у действующего президента.

Об особенностях польских президентских выборов корреспондент "РГ" поговорила с профессором социологии Польской Академии Наук Хенриком Доманьским:

Пан профессор, как выглядит избирательная активность поляков?

Хенрик Доманьский: Все познается в сравнении. На президентских выборах, как правило, явка колеблется в районе 60 процентов - это на 10-12 процентов выше, чем на парламентских. Но это все равно не та цифра, которая нам нужна, если помнить о принципе, что высокая явка является показателем уровня демократии и оптимальности политической системы.

Поляки постоянны в своих политических предпочтениях или принимают решение непосредственно перед голосованием?

Хенрик Доманьский: Так всегда бывает, что часть электората не до конца уверена, кому отдать свой голос, и окончательное решение принимает уже по дороге на избирательный участок. Но, как показывают опросы, более семидесяти процентов избирателей в Польше имеют устоявшиеся предпочтения и указывают конкретных кандидатов, за которых намерены голосовать. Хотя, конечно, нельзя исключать, что некоторые из них в последний момент изменят свое мнение.

А у кого из нынешних кандидатов наиболее дисциплинированный электорат?

Хенрик Доманьский: Согласно нашим исследованиям, самый дисциплинированный электорат у партии "Право и Справедливость". Их избиратели наиболее решительны и последовательны.

А избиратели Януша Корвин-Микке и Павла Кукиса?

Хенрик Доманьский: Это неизвестно, они новички, но я не думаю, что те, кто будет голосовать за них, достаточно консолидированы. Ведь для этого важно иметь некую коллективную осознанность, знать, какие группы или классы голосуют за их кандидата. Это то, что есть у "ПиС". Что их избирателей на самом деле объединяет, так это неприязнь к политическому истеблишменту, к существующей системе.

А какое-нибудь важное событие могло резко изменить ход событий? Ну, например, торжества, связанные с 70-летием Победы над фашизмом с участием президента Польши могут улучшить его результат на выборах?

Хенрик Доманьский: Как раз в этом конкретном случае - думаю, нет. Хотя бы потому, что этим интересуются далеко не все поляки. Мне вообще сложно представить себе такое событие, которое резко увеличило бы поддержку действующего президента, как, впрочем, и любого другого кандидата. Вообще, когда мы голосуем, когда размышляем, за кого отдать свой голос на следующие пять лет, то не принимаем во внимание такие случайные факторы. Мы выбираем своего рода идеологию, традиции, но прежде всего - политические взгляды, мнение по разным вопросам.

А что может повлиять на ситуацию кандидата в негативном смысле?

Хенрик Доманьский: Мне сложно представить себе, что это должно быть за происшествие. Хотя на предыдущих парламентских выборах в 2011 году Ярослав Качиньский раскритиковал канцлера Германии Ангелу Меркель, что стоило ему одного-двух процентов голосов избирателей. Но это была очень громкая история, ведь он иногда не отдает себе отчета в том, какие последствия могут иметь его слова. Но никому из нынешних кандидатов, включая Коморовского, это не свойственно.

Тем временем

Всего на президентских выборах смогут проголосовать 30,5 миллионов избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не наберет более 50 процентов голосов, спустя две недели - 24 мая - состоится второй тур президентских выборов, в котором встретятся два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.