Речь идет о декларировании недвижимого имущества, ценных бумаг, акций и долей в капитале организаций, а также контролируемых иностранных компаний. "Законопроект направлен на возможный возврат денежных средств в РФ (поближе к собственнику) и легализации имеющегося за рубежом имущества, - говорит Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам московского отделения "ОПОРЫ России". - Это позволит в дальнейшем российским налоговым органам контролировать полученные от такого имущества доходы, а также получать налоговые платежи с недвижимого имущества организаций (в рамках соглашений об отсутствии двойного налогообложения, если таковые подписаны РФ с государством, на территории которого оно располагается)". Амнистия не будет распространяться на уже осужденных лиц и граждан, в отношении которых до момента ее проведения было возбуждено уголовное или административное дело по основаниям, по которым она проводится.
Эксперты называют текст законопроекта взвешенным. В нем учтены многие пожелания бизнеса. "Основные моменты, которые могли свести весь законопроект "на нет", наверное, можно назвать решенными, - считает Сергей Зеленов. - Первое - это продление сроков уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК)". С вступлением в силу закона о контролируемых иностранных компаниях бизнес и физлица должны были сообщить о наличии таких компании до 1 апреля 2015 года. По сути, до начала работы закона об амнистии капитала, отмечает Зеленов. Теперь срок уведомления продлен до 15 июня, что фактически синхронизирует отчет о КИК с амнистией капитала. Еще одна хорошая для бизнеса новость - это то, что российская амнистия заявлена как бесплатная. "Предыдущий законопроект предполагал уплату декламационного сбора в размере 1%", - говорит Зеленов.
В международной практике также немало случаев взимания сбора в процентном отношении к капиталу, подлежащему возврату по амнистии.
Одна из наиболее проблемных новелл законопроекта об амнистии - гарантия налоговой тайны гражданам, раскрывшим информацию о своем зарубежном имуществе и счетах. Федеральная налоговая служба России (ФНС) гарантирует налоговую тайну в отношении информации, которая будет представлена в ведомство в ходе объявленной президентом РФ амнистии капитала. Об этом заявлял глава ФНС Михаил Мишустин по итогам встречи с главой государства. "На полученную информацию будет распространяться режим налоговой тайны. Отмечу, что в Федеральной налоговой службе организован жесткий контроль за соблюдением налоговой тайны", - сообщил глава ФНС. Мишустин также добавил, что законопроект об амнистии предусматривает дополнительные меры ответственности для должностных лиц за разглашение данных.
"Проект закона получился действительно многообещающим. Правительство РФ трудно обвинить в формальном подходе при разработке документа", - говорит Денис Зайцев, советник адвокатского бюро DS Law. Однако заинтересованность бизнеса в амнистии все еще под вопросом. "Если мы с вами вместе соответствующий законопроект доработаем, включая меры гарантий для бизнеса, если мы сможем объяснить, что это выгодно, я думаю, что он сможет принести нам пользу", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев во время ежегодного отчета о работе правительства в Госдуме. Бизнес сейчас ждет этих разъяснений. "Очевидно, что до тех пор, пока бизнесу не будут обеспечены ясные условия раскрытия и репатриации активов, а также последствий такого раскрытия, капитал вынужден и будет оставаться за рубежом", - уверен Денис Зайцев.
Вероятность сохранения капитала за рубежом обусловлена тем, что законопроект об амнистии будет корректироваться с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Так, с точки зрения ФАТФ предоставление налоговой тайны противоречит нормам, которые направлены на развитие обмена налоговой информацией между странами. Кроме того, организация выступает за то, чтобы не все владельцы капиталов были освобождены от ответственности, а только те, чьи доходы получены легальным путем и нет угрозы, что имеет место быть нарушение законодательства о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. "Консультации идут. Видимо, довольно серьезно придется скорректировать", - сообщил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. И велика вероятность того, что не все новеллы законопроекта удастся отстоять.
Также есть риски, которые связаны непосредственно с содержанием законопроекта. Они сформированы неточностями и недосказанностями самого документа. "В частности, документ содержит лазейки для привлечения декларантов к ответственности, - отмечает Денис Зайцев. - Например, нет прямой оговорки о том, что сведения в декларации не могут использоваться в качестве доказательств. Хотя такое указание есть в отношении самого факта подачи декларации применительно к вопросу о возбуждении дела. Амнистия касается только тех деяний, которые совершены до 1 января 2014 года, при этом раскрыть, к примеру, сведения о счетах нужно по состоянию на дату подачи декларации. Нет оговорки о распространении режима налоговой тайны на информацию, полученную таможенными органами при возврате декларантами в РФ движимого имущества. Это не говоря о том, что само освобождение от любой формы ответственности (налоговой, административной или уголовной) не может быть обеспечено принятием отдельного закона, необходимы соответствующие изменения в отраслевое законодательство". Кроме того, не ясна процедура применения на практике некоторых положений документа. К примеру, нотариального удостоверения согласия лица на признание его номинальным владельцем. "Можно ли будет воспользоваться услугами местного нотариуса или нужно будет везти номинала к российскому нотариусу?" - интересуется Зайцев. "Также важно детально проработать механизмы "безналогового" перевода активов (например, ценных бумаг, денежных средств) из-под зарубежных (в том числе офшорных) компаний в прямую собственность российских физических лиц", - считает Марина Белякова, партнер практики налоговых и юридических услуг EY. Пока проект документа содержит только общие принципы перевода активов от номинальных владельцев к фактическим собственникам. "Этот подход покрывает далеко не все ситуации, ведь на практике многие зарубежные компании являются не номинальными, а полноправными юридическими собственниками активов", - говорит Белякова.
Эксперты также отмечают, что документ изначально ориентирован на нарушителей. Но возвратом капиталов могут заинтересоваться и добросовестные граждане. "Очень хотелось бы, чтобы кампания по умолчанию не подразумевала виновность участников (декларантов) в каких-либо правонарушениях. Ведь в получении гарантий не преследования за прошлые периоды при переходе в "новую реальность" могут быть заинтересованы и добросовестные российские налогоплательщики", - отмечает Белякова. Некоторые российские бенефициары уже реструктурировали бизнес в 2014 году, готовясь к требованиям деофшоризации. Их нужды мог бы также учесть документ. "Необходимо исключить риск того, что новые налоговые правила и подходы будут использоваться налоговыми органами и при проверке прошлых налоговых периодов", - считает эксперт.
Для урегулирования всех сложностей потребуется продуктивная работа. "Для успеха российских мер по деофшоризации потребуется качественный и долгосрочный диалог между налоговыми органами и бизнесом", - считает Белякова. Но на выработку решений отведено совсем немного времени. К концу мая текст документа должен пройти все три чтения.
Успех российской амнистии капитала пока сложно прогнозировать. В зарубежной практике достаточно примеров, когда объявленная амнистия не имела существенных результатов. Впрочем, возврат денег в РФ может быть стимулирован преследованием российского капитала в других странах. Не секрет, что в период кризиса на Кипре и заморозки банковских счетов кипрских банков в России наблюдался процесс возврата капитала из-за рубежа. Такая ситуация не исключена и сегодня. Власти Испании заморозили банковские счета россиян, живущих в этой стране. Запросы с требованием разъяснить происхождение доходов начали получать клиенты банков Соединенного Королевства.
Российским деньгам за границей становится небезопасно. "Кто успеет вернуть деньги в Россию, тот их спасет, кто не успеет, тот потеряет", - считает руководитель экспертной группы Совета Федерации по разработке законодательства о деофшоризации Сергей Шугаев. И риск потери средств и собственности, находящейся за границей, может стать мощным стимулом для их возврата в Россию, где власть в этом заинтересована и декларирует безопасность их владельцам.