Как контролируемые иностранные компании облагаются налогами в РФ

Одним из самых существенных событий для международных торговых компаний, как для всего иностранного бизнеса с российскими "корнями", безусловно, стало вступление в силу с 1 января 2015 года изменений НК РФ о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК). Согласно новой редакции НК РФ, нераспределенная прибыль иностранных компаний, которые контролируются налоговыми резидентами РФ (в силу доли участия более 25% или иных причин), должна включаться в налоговую базу контролирующих лиц и облагаться налогами в России.

Однако прибыль не всех КИК подлежит налогообложению в России. Так, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 25.13 НК РФ прибыль КИК освобождается от налогов, если доля пассивных доходов не превышает 20% от общей суммы доходов компании. Торговая деятельность иностранной компании всегда образует активный доход, поэтому у предпринимателей есть шанс избежать налоговых последствий по новому режиму налогообложения КИК.

Это исключение применяется только к компаниям в тех странах, с которыми РФ имеет международные договоры по вопросам налогообложения и которые обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения с РФ (перечень таких государств должен быть утвержден ФНС в ближайшее время).

Несмотря на то что использование в торговле иностранных компаний, зарегистрированных в популярных офшорных и низконалоговых юрисдикциях, очевидно, не позволит воспользоваться этим исключением, у российских бизнесменов остается масса вариантов для передислокации своих торговых иностранных компаний. Заменой популярным юрисдикциям (например, Гонконгу, включенному в "офшорный список" минфина) может стать целый ряд альтернативных государств, с которыми есть договоры об избежании двойного налогообложения.

Во-первых, если регистрация компании в стабильной пока Азии является приоритетом, то Сингапур, престижная юрисдикция, с которой у РФ есть соответствующий международный договор, может быть идеальным вариантом. При соблюдении определенных условий эффективная налоговая ставка торговой компании в Сингапуре на абсолютно легальных основаниях может составлять до 0%.

Другим решением проблемы налогообложения КИК может стать Мальта, исключенная из списка офшоров в прошлом году, - отличная новая опция для международной торговли. Законодательство этой юрисдикции позволяет акционерам мальтийских компаний при распределении дивидендов возвращать до 6/7 суммы корпоративного налога, уплаченного с нераспределенной прибыли компании. Таким образом, эффективная налоговая ставка на прибыль от торговой деятельности в итоге будет равна 5%.

Поправки в НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2015 года, также предусматривают такую концепцию, как налоговое резидентство в РФ для иностранных компаний, которая впервые закрепляется законодательно. Теперь иностранные компании, которыми фактически управляют из РФ (например, большее число заседаний совета директоров проводится в РФ), могут быть признаны налоговыми резидентами РФ. Иными словами, весь "мировой" доход (доход независимо от его места происхождения) таких компаний будет облагаться по российским налоговым правилам (по ставке 20%).

Этот подход соответствует общемировой практике, в частности, рекомендациям ОЭСР, касающимся определения страны налогового резидентства компаний. Более того, подобный механизм уже закреплен в большинстве международных соглашений РФ об избежании двойного налогообложения.

Поправки к НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2015 года, предусматривают такую концепцию, как налоговое резидентство в РФ для иностранных компаний, которая впервые закрепляется законодательно

Однако и у этого правила есть свои исключения. Так, компании, которые, несмотря на фактическое управление из России, используют за рубежом свои собственные персонал и активы, не будут признаваться налоговыми резидентами РФ (п. 4 ст. 246.2 НК РФ). Таким образом, торговые компании смогут воспользоваться этим исключением, если они озаботятся организацией территориального представительства (офиса) в стране регистрации. Это позволит избежать массы рисков, связанных с налоговым администрированием. Более того, наличие иностранного офиса торговой компании - это, во-первых, престижно, а, во-вторых, удобно, т.к. может значительно облегчить процедуру общения с иностранными контрагентами и повысить скорость принятия решений (за счет преодоления языковых барьеров или отсутствия разницы в часовых поясах).

При всех существующих сейчас ограничениях у бизнеса остается масса возможностей для того, чтобы адаптироваться к ним. Это может быть сложно для многих, но законодательные ограничения в таком виде, в котором они есть сейчас, не влекут за собой обязательного отказа от практики использования иностранных торговых компаний и сворачивание бизнеса, если этот бизнес организован грамотно.