Косметологические клиники предлагают все более широкий спектр услуг навстречу этим желаниям. В последние годы очевиден тренд от более радикальных хирургических методов к менее радикальным, но не менее эффективным. Это всевозможные инъекционные препараты, которые вводятся под кожу или внутрь кожи, подтягивая и омолаживая ее, сокращая морщины, выравнивая цвет и плотность и т.п. Популярными стали такие препараты, как ботулотоксины и мезококтейли, а также мезонити, филлеры и биоревитализанты на основе гиалуроновой кислоты, которые являются медицинскими изделиями. Действующее вещество в них представлено в специальных устройствах для введения, поэтому они и отнесены к классу медизделий.
На нашем рынке сегодня предлагается 12 брендов ботулотоксинов, около 100 - мезококтейлей, более 150 наименований медизделий - у любой дамы глаза разбегутся от такого разнообразия и возможностей. Однако радоваться, похоже, рано.
Аналитический центр журнала Vademecum в первом квартале этого года провел исследование российского рынка эстетических инъекций и оборудования, которое презентовал на конференции "Косметология как предчувствие" в рамках XIV Международной выставки Intercharm professional. И поразил цифрами: из 260 продуктов для косметологических инъекций 56% не имели официальной регистрации в России.
- Самая большая доля нелегальной продукции наблюдается в сегменте мезококтейлей - более 86%, - сообщила руководитель направления "Эстетическая медицина" аналитического центра Дарья Шубина, представляя исследование. - Далее в антирейтинге следуют мезонити - около 60% незарегистрированных. Примерно такая же доля нелегальных продуктов среди ботулотоксинов - официально зарегистрировано всего пять. Более прозрачный сегмент - филлеры и биоревитализанты, здесь доля нелегальной продукции чуть больше 30%.
Проанализировали авторы и географию нелегальных "уколов красоты". Больше всего их завозят из Испании - 50 наименований, Италии - 34 наименования, Южной Кореи - 20, Франции - 18 и Швейцарии - 10 наименований.
- Незарегистрированные препараты широко распространяются через Интернет, - добавила Дарья Шубина. - Сильно развита эта торговля в соцсетях, особенно "ВКонтакте". Кроме того, многие инъекционные препараты и изделия регистрируются на таможне как косметические средства для наружного применения, а не как медицинские продукты.
Общий вывод исследования - такой продукции зайти на рынок нелегально проще простого, она широко продается и используется в клинической практике. Информация для потенциальных потребителей, прямо скажем, шокирующая. Однако для профессионалов она, судя по всему, была не столь новой. Во всяком случае, ужаса и удивления она не вызвала, и высказывались они весьма сдержанно.
- Век таких средств не очень долог, а затраты на регистрацию значительны, - напомнил собравшимся президент компании Martinex Михаил Селянин. - Ну, представьте, кому нужно регистрировать фармацевтический продукт, который через пять лет уже не будет нужен?
- Рынок этой продукции у нас дикий, и государство в него вмешивается минимально, - посетовал руководитель направления Merz Aesthetics в России Алексей Терехов. - В США, например, они регистрируются по всем правилам как фармпрепараты, проводятся клинические исследования. В Европе есть своя система безопасности.
- Я не считаю, что у нас дикий рынок, - возразила генеральный директор центра медицинской косметологии Петровка-Beauty Наталия Бужинская. - Другое дело, что все, что вводится подкожно, должно регистрироваться как один класс.
- А рынок оборудования для этой отрасли у нас уже хорошо сформирован, - заявил руководитель отдела новых методов косметологии компании "Институт красоты на Арбате" Илья Байдаков. - Есть возможность выбирать официальных поставщиков и вполне легитимное оборудование.
- Должная регуляция отсутствует, - не согласился медицинский директор компании Premium Aesthetics Павел Краюшкин. - Есть неплохая китайская продукция, но ей на рынок выйти сложно. А новые технологии появляются часто, поэтому мало кто все делает по правилам. На регистрацию одного продукта приходится потратить до 50 тысяч долларов, предоставить кучу разных документов. Конечно, если оборудование зарегистрировано в США или Европе, у него есть все необходимые документы. А у китайцев их нет, поэтому надо заказывать все необходимые экспертизы, а это время и деньги.
- Мне приходится много ездить по стране с лекциями, и я знаю, что даже крупные косметологические клиники с дистрибьюторами не работают, ввозят препараты "в чемоданах", - рассказал доцент кафедры дерматологии Самарского госмедуниверситета Андрей Грибанов. - Аппараты используют в основном недорогие, китайские, но отдельно покупают итальянские лейблы и наклеивают на оборудование, берут их же регистрационное удостоверение. До 70% специалистов этих клиник не имеют специального образования, даже врачей среди них немного.
- Крупные компании до половины продуктов ввозят "в серую", - обозначила масштабы проблемы аналитик индустрии красоты Елена Москвичева. - И никто ни за что не отвечает. За 2014 год против косметологических и стоматологических клиник пациенты подали более 5 тысяч судебных исков. А сколько еще врачей и клиник "откупились" от клиента, никто не знает, но ясно, что много. Грамотный пациент должен знать, что любую услугу ему обязаны предоставить по договору, а также предъявить сертификат и на продукт, и на квалификацию врача, который проводит каждую процедуру. Рынок постепенно систематизируется, и все проблемы надо решать в правовом поле.
- Конечно, бывает и такое, что пациенту просто "не нравится", в таких случаях выход один - решать конфликт через суд, - советует Наталия Бужинская. - Но судмедэкспертиза смотрит только на документы. Если у вас нет сертификата даже на иголку, вы проиграли, сразу платите деньги и не выступайте. Нормально работать можно только тогда, когда у тебя все легально.
Однако большинство клиентов косметологических клиник, конечно, никакие сертификаты не требует, более того, подписывает "какие-то бумажки" (которые являются договором, то есть юридическим документом), не глядя. И если в результате возникает конфликтная ситуация и приходится обращаться в суд, с удивлением потом изучает этот документ. Правда, свои права в суде можно отстоять и в том случае, если клиент подмахнул договор, не читая. Тем более что нередко эти документы намеренно напечатаны так мелко, что без лупы и не прочтешь, а сотрудники еще и отвлекают разговорами или торопят пройти в кабинет доктора.
Такие уловки к делу не пришьешь, но сослаться на то, что тебе не дали возможности внимательно прочитать договор, в исковом заявлении все же можно. Тем не менее самостоятельно составить иск и отстоять свои права в суде очень непросто. Как правило, приходится нанимать квалифицированного адвоката, стоимость услуг которого будет даже больше, чем компенсация, которую можно получить с виновной стороны. Так что изучать сертификаты и внимательно читать договоры все же необходимо. Тем более если половина средств, предлагаемых в салонах красоты, как теперь выясняется, нелегальна. Впрочем, многие специалисты, видимо, особой беды тут не находят.
- Да что тут такого! - возмутилась на конференции директриса одной из косметологических клиник. - Да, мы ввозим препараты в чемоданах, но покупаем-то в Европе все качественное, а потом все проверяем на пациентах.
Ну, это просто стоп, приехали! Ведь уже вступили в действие дополнения в Уголовный и административный кодексы, по которым за обращение незарегистрированных лекарственных средств и медизделий виновным грозят немалые сроки и штрафы от 100 до 600 тыс. рублей. Но, похоже, косметологическое сообщество пока эту информацию не осознало. Видимо, ждет первых судебных процессов. Так что потребителям стоит самим позаботиться о своей безопасности: решаясь на любые омолаживающие косметологические вмешательства, проверять не только квалификацию врачей, но и сертификаты на продукты, которые те предлагают. Как говорится, спасение увядающих - дело рук самих увядающих.