В Финляндии финансирование национальных парков происходит преимущественно за счет госбюджета, а дополнительные источники финансирования - это и участие в различных программах ЕС, и доходы от предоставления помещений в аренду, и оплата взносов, разрешений на охоту и рыбалку. В Финляндии 39 национальных парков, которые в прошлом году приняли 2,3 млн посетителей, а это много, учитывая, что все население страны составляет около 5 млн. Кооперация между государством, муниципалитетами и частным сектором приносит свои дивиденды. Правительство со своей стороны финансирует инфраструктуру национальных парков и туристических зон. Деньги, потраченные на управление и поддержку национальных парков и других охраняемых территорий, возвращаются в местную экономику, создавая возможность для деятельности частных предпринимателей, которые в свою очередь создают рабочие места и платят налоги. При всем этом в природном секторе очень ограниченные возможности трудоустройства по сравнению с населенными пунктами, и бизнесу приходится "выкручиваться", чтобы привлечь сюда трудовые ресурсы.
В среднем один евро государственных инвестиций в сферу услуг в национальных парках оборачивается в результате прибылью в десять евро для местной экономики за счет средств, потраченных посетителями национальных парков, а в парках, расположенных на популярных туристических направлениях, и того выше - 14 евро. В целом 39 национальных парков Финляндии только за счет средств, потраченных посетителями, приносят более 125 млн евро дохода в год, параллельно создавая при этом более 1200 рабочих мест.
Средние расходы посетителей можно рассмотреть на примере пятого по посещаемости туристами в год и четвертого по значимости влияния на местную экономику национального парка страны - "Коли". За прошлый год здесь в среднем один посетитель тратил 128 евро в день, а общее влияние потраченных посетителями парка средств на местную экономику составило 14,3 млн евро.
При этом можно отследить каждую категорию расходов и оценить ее с точки зрения влияния на экономику. Итак, за прошлый год потраченные во время посещения национальных парков по всей стране средства принесли в местную экономику районов, где расположены парки, 0,6 млн евро за счет бензина и покупок на заправочных станциях, 2,8 млн за счет использования местного транспорта и 7,4 млн за счет покупки продуктов и других товаров в розничных сетях. Наиболее прибыльным бизнесом на природных территориях оказались кафе и рестораны, в которых влияние потраченных туристами средств составило 17,5 млн, и гостиничный бизнес, влияние потраченных туристами средств на который составило более 40 млн евро. Прямой эффект на экономику в сумме оценивается в 77,6 млн евро, а косвенный эффект - более 48 млн. А общий эффект влияния на экономику страны в регионах расположения - 125,8 млн евро.
Парки стали работать по схеме заключения соглашений о сотрудничестве с компаниями, предоставляющими различные туристические услуги. Государственная природоохранная служба в свою очередь обеспечивает элементарные удобства и инфраструктуру - безопасные тропы с указателями, места для костров и домики для отдыха в лесу, а частный бизнес развивает сервисы.
Получаются длительные отношения, где каждая из сторон вписывается в обязательства на устойчивой основе. В ответ предприниматели получают всестороннюю поддержку, возможность заранее влиять на принятие решений сверху, собственную рекламу в информационных ресурсах национальных парков. И благодаря такой схеме природное достояние страны остается доступным - вход в парки бесплатный, оплачивается только то, в чем участвует бизнес, например заготовленные дрова для костров.
Всего в прошлом году в национальных парках действовало 450 соглашений с частными предпринимателями. В "Коли", например, бизнесмены зарабатывают, предлагая аренду лыжного снаряжения, снегоступов, посещение лошадиных и оленьих ферм, собачьих питомников с услугами катания. Наиболее быстрый возврат инвестиций прежде всего в сфере общепита и размещения - домики, коттеджи, гостиницы. Даже организованные в лесу для ночевки места и костровища привлекают людей и уже не делают их "дикарями", они чувствуют себя туристами, оплатившими товар или услугу.
Мы были удивлены, как решились проблемы с некоторыми парками в центральной Финляндии, мы думали, они никогда не станут действительно туристическим направлением - они маленькие, с отличающейся от "классики" природой, но даже их удалось "поднять". Стоило муниципалитетам захотеть, они создали условия для бизнеса, и он туда потянулся.
Часто бизнес, как у нас, так и в России, пугается и ссылается на то, что законодательные обязательства по сохранению природы сдерживают возможное развитие. В России множество природных территорий для развития этого сегмента - но дорогой транспорт до отдаленных заповедных территорий, услуги размещения, и часто население предпочитает другие места отдыха. В Финляндии то же самое - потребитель вечно сравнивает: "ведь на те же деньги я могу отдохнуть на пляже или покататься на лыжах в Альпах".
Поэтому национальные парки создали конкурентный рынок. Чтобы перетянуть к себе туриста, паркам приходится постоянно работать, развивать сервис, исследовать предпочтения потребителей и рынок, вкладываться в собственный бренд, чтобы отличаться от десятков других природных зон. Это вопрос грамотного позиционирования и создания правильного бренда парка. Отдых на природе неразрывно связан с образом психического и физического здоровья, а тренд здоровья и бережного отношения к природе - растущий тренд на туристическом рынке во всем мире.
Пока российские туроператоры не проявляют интереса к организованным турам в финские нацпарки - русских туристов у нас около одного процента, и это индивидуалы. Просто Финляндия не ассоциируется с отдыхом на природе, для русского туриста это прежде всего поездки в города за покупками. При этом русский бизнес заинтересован работой здесь - русские компании предлагают здесь и коттеджи внаем, и даже строят спа-центры. Русские инвесторы здесь осваивают альтернативные энергоносители, энергосбережение и развивают экологическую ответственность. Не исключено, что после это трансформируется в нечто похожее и в России, где пойти по такому пути пока не дает менталитет и законодательство.