12.05.2015 00:40
    Поделиться

    Москва станет центром наукоемкой и высокотехнологичной промышленности

    Москва станет центром наукоемкой, высокотехнологичной промышленности. Под эти цели планируется отдать 209 промышленных зон в черте города. Концепцию Москвы как индустриального центра правительство столицы представило на выставке Hannover Messe в Ганновере (Германия).

    Промышленные зоны, на которых планируется разместить высокотехнологичные производства, не вошли в программу реновации территорий столицы. "Они находятся в недооцененном, депрессивном состоянии", - сообщил руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы Олег Бочаров. Принято решение о сохранении их промышленного назначения. Но эти территории необходимо обновить и разместить на них компактные и наукоемкие производства. Сегодня разработку концепций этих промышленных зон осложняет наличие большого числа собственников. "Мы готовы дать доступ к разработке концепций таких территорий, - заявил Олег Бочаров. - В ближайшее время в Госдуму будет внесен закон, который мы поддерживаем. Он регулирует коллективные инвестиции. Собственникам можно будет выбрать любую форму управления, но спекулировать на неисполнении договоренностей не получится. Мы планируем довести количество управляющих компаний до 60 в этом году". Управляющим компаниям будут предоставлены льготы, чтобы стимулировать их привлекать резидентов на свои территории. "Инвестор получает возможность взять в управление большую территорию и получить серьезные преференции по имущественным налогам, - сообщил Олег Бочаров. - Он может выстроить политику таким образом, чтобы передать часть льгот резиденту, чтобы дать ему возможность привлечь высококачественную рабочую силу".

    Эффективность развития бизнес-идей в технополисах уже получила подтверждение. Гендиректор "Технопарка "Строгино" Сергей Теплов говорит, что выживаемость проектов в технопарке 70%, что выше, чем в среднем по стране. В технопарке развивают производство продукции, которая выходит на экспорт. К примеру, хирургического инструмента, соответствующего высоким международным требованиям. "Сегодня на его поставку заключены контракты с Японией, Кореей, США", - рассказывает Сергей Теплов. И это не единственный успешный проект в сфере медицины. "Есть производство повязок, которые лечат раны большой площади. Это повязки, в которые заложены дополнительные свойства за счет введения медицинских препаратов, - говорит он. - Есть биодеградируемые повязки, которые не надо снимать, они просто разлагаются, ускоряя заживление ран". В технопарке "выращены" проекты, ориентированные на российский рынок. К примеру, интернет-сайты по подбору необходимых специалистов или приложение для изучения иностранных языков. В технопарке работают с идеями, которые сегодня кажутся фантастическими. К примеру, изучают возможность создания заменителя мяса. "Этот проект строится на научной работе, на нее написаны рецензии. И авторы этой работы решили из лабораторных условий перейти на промышленный уровень, - говорит Теплов. - Коммерчески это история очень интересная. Вообще насколько бы проект ни казался фейком, всегда можно найти в нем идею".

    В 2015 году столица готова поставить на мировые рынки товаров на 249 млрд долларов, что на 15% больше, чем годом ранее. Наиболее перспективными с точки зрения экспортно ориентированности являются биотехнологии и фармацевтическое производство, а также компьютерные технологии. Объем экспорта биотехнологий и фармацевтической продукции в ближайшие 5 лет увеличится на 14%. Экспорт продукции компьютерных технологий может вырасти на 28%. В ближайшие 3-5 лет прогнозируется рост объема экспорта машин, оборудования и транспортных средств на 27%. Быстрому росту экспорта способствуют хорошие конкурентные преимущества московских машин: высокая износостойкость и надежность, адаптированность к экстремальным условиям эксплуатации и неблагоприятным климатическим условиям.

    Власти Москвы готовы привлекать на столичные площадки и зарубежные компании. Рассматривается возможность выделения земельных участков зарубежным девелоперам для строительства новых технопарков и локализации производств. Общая площадь переданной для локализации высокотехнологичных производств европейских компаний земли может составить 2 тыс. га. Также зарубежные компании могут быть привлечены к управлению специализированными территориями.

    "Развитие наукоемкой промышленности, увеличение доли высокотехнологичных товаров в ВРП города - одна из приоритетных задач столичного правительства, которая решается, в том числе, за счет локализации в городе промышленной компонентной базы в связи с серьезным увеличением стоимости зарубежной продукции и снижением ее конкурентоспособности", - сообщил Олег Бочаров.

    В правительстве столицы считают, что сегодня у Москвы есть масса конкурентных преимуществ, которые позволяют привлечь крупнейшие мировые корпорации. Так, результатом работы правительства Москвы по улучшению предпринимательского климата стало снижение издержек столичных производственных компаний на 35%. Это произошло прежде всего за счет снижения стоимости сырья, оплаты труда, инфраструктуры, налоговых платежей и административных расходов. Наибольших успехов в снижении издержек добились IT-компании, которые с начала 2014 года снизили эти траты более чем на 40%.

    Выживаемость проектов в технопарке 70%, что выше, чем в среднем по стране

    Кроме того, столица является логистически удачным центром для производства продукции. "Москва - лучшая точка входа на рынок России, Таможенного союза", - говорит руководитель департамента экономической политики города Москвы Максим Решетников. Город имеет земельные участки для размещения производств, которые обладают хорошей, но требующей ремонта инфраструктурой.

    "Мы может подключать большие предприятия по хорошим ценам", - отмечает Максим Решетников. Энергетические мощности столицы сегодня избыточны. Кроме того, сама столица является уникальным рынком сбыта. "Потребление самой Москвы - это 200 млрд евро", - говорит Олег Бочаров. То есть многие товары не выйдут за пределы столицы, чтобы найти своего покупателя.

    Поделиться