12.05.2015 00:40
    Поделиться

    ОЭСР настояла на налогообложении пассивных доходов

    Вчера, 11 мая, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала публичное обсуждение инструкции по ужесточению правил надзора за контролируемыми иностранными компаниями (КИК). ОЭСР разработала рекомендации, которые позволят противодействовать агрессивному налоговому планированию компаний и выводу прибыли в юрисдикции со сниженными налоговыми ставками. Финальный отчет по итогам обсуждения инструкции ОЭСР планирует опубликовать в сентябре.

    С 1 июля 2015 года Россия становится участником обмена налоговой информацией. "Вступает в силу конвенция по оказанию административной помощи в налоговых делах, которую признали все государства ОЭСР, - сообщил глава ФНС Михаил Мишустин. - Россия тоже полноправный участник обмена информацией от налоговых органов по запросам в автоматическом режиме и в спонтанном". Это означает, что информация о зарубежных счетах, об активах российских налогоплательщиков становится достоянием не только российских налоговых органов, в случае запроса она будет передана налоговым органам других стран. "Если гражданин, который контролирует иностранную компанию либо юридическое лицо, которое так или иначе аффилировано через трасты или напрямую, не будет способен подтвердить права собственности на компанию или объяснить, откуда у него взялись активы, в этом случае могут случиться гораздо более нехорошие события, такие как инкассо на счета, замораживание активов", - отметил Михаил Мишустин.

    Вынесенная на обсуждение инструкция ОЭСР совершенствует механизм противодействия размыванию налоговой базы и перемещению прибыли в юрисдикции с мягким налоговым режимом. В направлении 12 плана BEPS говорится о том, что одна из проблем, с которыми сталкиваются налоговые органы, - это отсутствие всеобъемлющей и актуальной информации о методах агрессивного планирования налогоплательщиков. ОЭСР рекомендует странам сконцентрироваться на раннем выявлении схем уклонения от уплаты налогов, чтобы вовремя реагировать на поступающие сигналы и пресекать такие случаи. ОЭСР рекомендует ориентироваться на эффективную налоговую ставку, предел которой должен быть четко обозначен в зависимости от страны, где применяются правила КИК.

    Российские правила налогообложения эксперты называют сбалансированными и взвешенными. "Прибыль контролируемых компаний, облагаемая по высокой эффективной налоговой ставке, не подлежит налогообложению у контролирующего лица. Размер эффективной ставки налогообложения дохода (прибыли) иностранной организации должен составлять не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль", - говорит Александр Голиков, партнер юридической фирмы "Базаров, Голиков и партнеры".

    При общей схожести подход России и ОЭСР к этим вопросам различается. "В некоторых аспектах российский подход жестче, в некоторых мягче. А проработка некоторых аспектов, предусмотренных рекомендациям ОЭСР, в РФ отсутствует", - говорит Александр Житнич, управляющий партнер юридической компании "Алариус Консалтинг". Основное различие позиций ОЭСР и России кроется в отношении к обложению налогами пассивных доходов. "ОЭСР советует вводить жесткие правила контроля КИК и облагать налогами пассивные доходы, аккумулированные в других странах, - рассказывает Александр Голиков. - ОЭСР рекомендует распространять действие закона на трасты и фонды". В России этот вопрос еще не урегулирован. Минфин готов освободить от налогов по КИК безотзывные трасты. В конце марта президент Владимир Путин выступил за то, чтобы бенефициары безотзывных трастов не платили налоги, соответствующие поправки поступили в Госдуму.

    Есть и другие российские нормы, которые существенно мягче предложенных ОЭСР. Так, в России прибыль КИК может быть определена по финансовой отчетности страны, где находится КИК. ОЭСР предлагает использовать правила государства, в котором находится бенефициар. В весеннюю сессию 2015 года в Госдуме планируется рассмотреть поправки к закону о КИК и освободить от налогообложения "активные", ведущие реальную деятельность компании. Налогом не будет облагаться прибыль активных холдинговых и субхолдинговых компаний, принадлежащих россиянам. Правило будет действовать в том случае, если доля прямого участия российского контролирующего лица в уставном капитале "активной" компании составляет не менее 75%.

    Однако в российских нормах есть те, что существенно жестче рекомендованных ОЭСР. В частности, российский закон содержит более жесткие правила определения долей владения, при которых компания признается контролируемой. ОЭСР рекомендует использовать для определения КИК 50% долю владения. В России закон о КИК обязывает собственников доли в 10% уведомить об этом в 2015 году. С 2016 года владельцы доли в 50% должны заплатить налог по ставке 20% для юрлиц и 13% с нераспределенной прибыли КИК, если она составила 50 млн руб. за 2015 год, за 2016 год порог прибыли снижается до 30 млн руб., а доля владения до 25%.

    Главное отличие российского законодательства от рекомендаций ОЭСР - в нынешней версии закона нет механизма избежания двойного налогообложения одной и той же прибыли. "Можно сказать, что вопросы двойного налогообложения законом не регулируются вовсе, - говорит Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube. - При этом план ОЭСР выделяет вопросы двойного налогообложения как одни из приоритетных". Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов недавно заявил о необходимости исключить двойное налогообложение прибыли КИК. Представитель минфина сообщил, что рассматривается вариант освобождения от налогообложения дивидендов, выплачиваемых с прибыли КИК, с которой уже уплачен налог.

    Есть и другие различия в подходах России и ОЭСР к контролю КИК. "Российский закон устанавливает, что для КИК, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту и зарегистрированных в юрисдикциях, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, прибыль учитывается до налогообложения, у всех же остальных КИК она рассчитывается по нормам главы 25 НК РФ", - отмечает Вадим Ткаченко. Такой подход практически полностью совпадает с рекомендациями ОЭСР за исключением небольшой детали. "В российском законодательстве отсутствует регулирование переноса убытков КИК на контролирующее лицо, - отмечает эксперт. - А рекомендации ОЭСР содержат такую возможность, причем перенос убытка может быть не ограничен размером дохода КИК".

    Различия подходов России и ОЭСР к контролю за КИК не влекут за собой последствий. "Рекомендации ОЭСР не носят обязательного характера ни для стран - членов ОЭСР, ни тем более для РФ, которая членом ОЭСР не является", - говорит Вадим Ткаченко. Однако, по мнению эксперта, соблюдение этих рекомендаций полезно для РФ. Так как рекомендации являются не только политическим инструментом, но и результатом огромной научной и практической работы специалистов по всему миру. "Поэтому не учитывать их при разработке национальных правил КИК было бы как минимум недальновидно", - считает Ткаченко.

    Поделиться