Экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты необходимо отменять, уверен замдиректора, главный аналитик "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков. В нынешней ситуации их наличие приносит бюджету ощутимые потери. По некоторым оценкам - 15-20 миллиардов долларов в год. То есть до 0,5-0,7 триллиона рублей в год, что при уровне бюджетных доходов в 13-14 триллионов рублей - ощутимые деньги.
Недоплачивают в бюджет перерабатывающие компании России и Белоруссии, для которых нефть, за счет наличия пошлины, обходится намного дешевле, чем для покупателей за пределами ЕАЭС. При этом ввести пошлину для белорусов невозможно, они - партнеры по единому экономическому пространству. Так что если повышать стоимость нефти для них, то придется ту же цену применять и для внутреннего рынка. На языке налогов и сборов это будет звучать так. Если снижать пошлину, упадут и доходы бюджета. А нефть и газ приносят больше половины всех поступлений в казну. Потери придется компенсировать за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это в свою очередь повысит цены в том числе и для внутреннего рынка. Да и отмена пошлины приведет к росту внутренних цен.
В ближайшие три года этот процесс будет постепенно происходить. Его называют "налоговым маневром" - это постепенное снижение пошлин при повышении НДПИ. "Снижение цен на нефть спасло автомобилистов от повышения цен на топливо. Если бы не оно, бензин в рознице в этом году прибавил бы примерно 3 рубля к уровню прошлого года", - говорит Костюков. Но без конца субсидировать белорусские нефтеперерабатывающие заводы российский бюджет тоже не может.
Сегодня стало известно, что Минфин предлагает полностью отказаться от экспортной пошлины не позднее 2025 года. Об этом со ссылкой на директора налогового департамента ведомства Илью Трунина сообщила газета "Ведомости". При этом эксперты указывают, что при нынешнем состоянии рынка полная отмена экспортной пошлины приведет к подорожанию бензина в рознице как минимум на 4 рубля за литр. А компенсация потерь бюджета за счет повышения НДПИ еще сильнее увеличит цены.
"Я согласен с мнением некоторых экспертов. Правительству рано или поздно придется решаться на то, чтобы у нас установились европейские цены. То есть не один доллар за литр бензина, а один евро", - говорит Костюков. При этом, единственная возможность снизить нагрузку на потребителя, по его словам - диверсифицировать доходы бюджета, снизив долю нефтегазовых поступлений. Тогда правительство сможет не повышать НДПИ пропорционально снижению акцизов. "За ближайшие 5 лет хорошо бы успеть это сделать", - говорит эксперт.