Эксперты обсудили возможности пополнить пенсионную систему

После принятого правительством решения сохранить обязательный формат пенсионных накоплений головной боли у соцблока прибавилось. Часть взносов по-прежнему будет уходить на личные счета работников, значит, надо искать дополнительные резервы для выплаты текущих пенсий. Вице-премьер Ольга Голодец обратилась к экспертному сообществу в поисках решения.

Дефицит Пенсионного фонда - не более чем миф. Пополняющие его бюджетные трансферты - это ровно те суммы, которые нужны для того, чтобы покрыть "выпадающие" доходы фонда - из-за льготных страховых тарифов, большого количества "досрочников", выполнения Пенсионным фондом "непрямых" обязанностей (например, выплаты материнского капитала). Кроме того, большая часть взносов в выплатах текущих пенсий не используется, так как направляется на накопительные счета работающих граждан. И раз уж финансово-экономический блок убедил руководство страны, что переводить накопления в добровольный формат нельзя (по крайней мере, сейчас), то справедливо, чтобы те же самые люди провели мозговой штурм и позаботились и о нынешних пенсионерах. Возможно, поэтому Ольга Голодец провела совещание по будущему пенсионной системы на площадке Высшей школы экономики. Именно здесь эксперты традиционно придерживаются либеральных взглядов.

Разговор, впрочем, был вполне деловым. Дружно обсуждали, есть ли возможность пересмотреть тарифную политику, стоит ли сохранять или лучше отменить пониженные тарифы для некоторых отраслей, например, IT-компаний и индивидуальных предпринимателей. Размышляли, что хорошо бы было вывести из "тени" (а проще говоря - заставить платить в взносы в Пенсионный фонд) 22 миллиона трудоспособных, которые официально не работают, но все же на что-то живут.

Назрела и перезрела проблема с льготниками - если на пенсии работников вредных производств все же стали брать дополнительный тариф, то врачи и учителя, а также северяне по-прежнему получают свои досрочные пенсии из "общего" котла.

Новая пенсионная формула работает, считает замгендиректора Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС, один из ее разработчиков Юрий Горлин. Заложенный в нее механизм раздельного расчета трансфертов не безликой единой суммой, а по каждому конкретному направлению, по мнению эксперта, будет способствовать оздоровлению пенсионной системы. Коснулись и вечно "горячей" темы - пенсионного возраста. Представители ВШЭ привычно говорили, что возраст надо сдвигать. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин так же ожидаемо возразил, что в Германии и Швеции, где возраст выше, чем у нас, живут до 80 лет. А у нас - только-только "доросли" до 71 года. И если уж ставить вопрос о его повышении пенсионного порога, то нужно это как следует обосновать - 63 года, или 65, а почему именно столько и не больше?..

К тому же заложенный в формулу механизм добровольного более позднего выхода на пенсию уже заработал: с начала нынешнего года уже более 20 тысяч россиян приняли решение отложить оформление пенсии в обмен на кратное ее увеличение.

И все же все вышеперечисленное - это попытки решить главную проблему -  денег для выполнения текущих пенсионных обязательств. По расчетам Горлина, трансферт федерального бюджета на покрытие выпадающих доходов Пенсионного фонда из-за сохранения обязательной накопительной части пенсии достигнет за ближайшие три года 1,2 триллиона рублей. Компенсировать эту сумму минфин предлагает за счет сокращения других социальных статей - медицины, образования. Никому из присутствующих эта идея по понятным причинам не нравится.

Значит, экспертам  надо думать об альтернативных подходах. На что, собственно, и рассчитывают в социальном блоке правительства.