12.05.2015 11:05
    Поделиться

    Коммерческую недвижимость в Воронеже спасут от кризиса

    Как заполнить торговые и офисные центры на фоне экономических неурядиц, в какую недвижимость выгоднее инвестировать и почему хаос на первых этажах новостроек пока непобедим? Ответы на эти вопросы искали на форуме "Строительство. Современный опыт" воронежские риелторы и владельцы нежилых объектов.

    Кочевые времена

    Пустые "ячейки" в торговых комплексах (ТЦ) и голые витрины с надписями "Аренда" в центре Воронежа стали бросаться в глаза еще в середине зимы. Проблемные места в городе были и раньше, иные помещения простаивают более года. Но по мере развития кризиса компании начали переезжать в массовом порядке.

    - Все как в 2008-м. Сначала резко вырос спрос на стрит-ритейл - помещения на первых этажах вдоль главных улиц. Сказался рост ставок в ТЦ, которые сохранили льготы лишь для якорных арендаторов. Затем там в индивидуальном порядке снизили плату и для региональных арендаторов, начали анализировать их бизнес, чтобы никого не потерять. И вот стрит-ритейл оказался уже не столь популярен, - отметила коммерческий директор агентства недвижимости "Трансферт" Галина Колокольникова.

    В офисных зданиях класса "В" многие арендаторы, очутившись на грани банкротства, добились уменьшения платы за метры. Некоторые и после таких уступок предупредили, что останутся только до лета. В итоге между бизнес-центрами (БЦ) развернулась нешуточная конкуренция. В классе "А" явных трудностей пока нет, пояснил на примере своего комплекса "Вита" Андрей Дмитрук: клиенты здесь экономят на допуслугах вроде клининга и отказываются от части площадей.

    Способы удержать арендаторов известны: опустить ставки, при прежних расценках вложиться в ремонт либо придумать уникальное предложение. В управляющей компании "Априори" пошли по третьему пути и считают, что не прогадали.

    - Год назад, думая о переформатировании, мы поняли, что в регионе с опозданием на 10 лет пойдет процесс кластеризации, как в столице. Без концепции площадку уже не продашь. Мы "намечтали" бизнес-парк "Текстильщики": паркинг, спортзал, коворкинг, магазины, столовая и кафе, офисы в стиле лофт, - рассказала замгендиректора УК Марина Шахова. - Да, это потребовало денег, и мы продолжаем их вкладывать. Но уже через полгода после начала проекта образовалась очередь на лофты - хотя аренда там дороже, клиенты и сегодня хотят переехать туда из стандартных офисов. Пустуют только площади, где идет ремонт. В кризис мы сохранили пул арендаторов и приличные ставки (600-800 рублей за метр при средних ценах по Воронежу от 400 до 1100. - "РГ"). Вводим скидки на доставку воды и канцтоваров.

    Обычный БЦ в бизнес-парке заняли конторы сегмента B2B, лофты пришлись по нраву проектировщикам и прочим интеллектуалам. Им важна творческая атмосфера и тишина. Оживленный Московский проспект неблизко, но утром и вечером ходит бесплатная маршрутка для резидентов.

    Пристроить миллионы

    Хотя в целом рынок коммерческой недвижимости замер, воронежцы готовы в нее инвестировать.

    - Для тех, кто имеет в запасе 5-20 миллионов рублей, это оптимальный вариант их сохранить. В хорошие времена недвижимость приносит высокий доход, в плохие - падает в цене плавно. В прошлый раз докризисный уровень цен на нежилые помещения восстановился за пару лет, - напомнил руководитель службы недвижимости "Сота" Илья Мариничев.

    Вкладывать в жилье, уверены эксперты, бессмысленно: по сути, оно не дорожает, да и окупятся квартиры лет за 15-20. Покупать их стоит лишь для себя и в ближайшие полгода, пользуясь госпрограммой льготной ипотеки и податливостью застройщиков. Коммерческий объект даст отдачу вдвое быстрее, "лишние" три-пять миллионов лучше вложить в него.

    Офисы-лофты пришлись по-нраву проектировщикам и прочим интеллектуалам, которым важна творческая атмосфера и тишина

    По мнению Ильи Мариничева, в краткосрочной перспективе выгодны площади в готовых торговых коридорах, склады в черте города и производственные площадки, желательно с арендаторами. Галина Колокольникова уточнила, что в стрит-ритейле в Воронеже востребованы метры под бэк-офисы финансовых учреждений, колл-центры и магазинчики, а сделки с торговыми и офисными объектами на сумму до 20 миллионов единичны.

    - За рубежом в кризис все покупают крупные БЦ и ТЦ - они резко падают в цене. В России это было в 2008-м, а сейчас - нет притока денег из-за санкций. В Воронеже торговые центры вообще не выставлены на продажу, - заметила Галина Колокольникова. - Зато на рынок вышли земельные участки (владельцам не хватает денег их освоить) и апартаменты, как в Москве, - нежилая недвижимость, куда можно вложить 10-20 миллионов (с ремонтом), чтобы сдать под жилье или офисы. Заметьте, в кризис можно сбить цену на что угодно!

    Чтобы приобрести нежилой объект, бизнесмены согласны даже кредитоваться, подтвердила замруководителя "Юниаструм банка" Ольга Самодурова:

    - Рентабельность некоторых бизнесов позволяет брать займы под 20 процентов годовых. Все наши клиенты, кроме одного, платят без просрочек. Компании, которым кредит на покупку недвижимости по силам, размещают средства на депозитах и ждут, когда финансовая ситуация "устаканится".

    С коллегой согласились в "Россельхозбанке", где в 2015 году планируют нарастить объемы кредитования бизнеса и предлагают компаниям выкупать объекты из аренды на условиях "коммерческой ипотеки".

    - В Воронежской и Тамбовской областях выгодно иметь складские площади. Системообразующие банки интересуются такими проектами, - заявил исполнительный директор филиала "Газпромбанка" Михаил Омигов. - А вот инвестиции в ТРЦ пойдут нескоро.

    Удобства на этаже

    Ключевая тема для небольших фирм, которая будет актуальна и после кризиса, - освоение жилых зданий. Подвалы, бывшие квартиры, первые этажи в новостройках - как угадать, что будет успешно?

    - Когда по соседству возникли крупные торговые комплексы, от нас ушли многие владельцы магазинчиков - в таких условиях выживают только сети. Пришлось сделать арендные ставки в три, а то и десять раз ниже, чем в ТЦ. Вдали от "цивилизации", напротив, есть спрос на маленькие помещения, - констатировала начальник отдела недвижимости строительной компании "Воронеж-Дом" Ирина Палачева.

    Риелторы предположили, что аренда и продажа нежилых метров на первых этажах пойдет легче, если объекты будут иметь четкую концепцию. Нормативными актами это не регламентировано, и в проектах застройщиков такая недвижимость обычно не имеет целевого назначения. Вместо разнообразия "удобств" получается ряд продуктовых магазинов.

    - Жилые комплексы сдают как "комплексы комфорта", но на деле новоселы не представляют себе их инфраструктуру, а бизнесмены - свою целевую аудиторию, - заметила начальник отдела агентства недвижимости "Четыре комнаты" Екатерина Деревенских. - Просто жилые и коммерческие метры выгоднее реализовывать комплексно.

    Поделиться