- Поскольку Россия является огромным рынком сбыта, западноевропейский бизнес активно продвигает сюда свои сельхозтовары, несмотря на любые запреты, - рассказывает начальник отдела садоводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Евгений Крицкий. - И сейчас, несмотря на российские санкции, те же польские яблоки по-прежнему ввозятся к нам в страну через Белоруссию и Казахстан, границы с которыми остаются открытыми. По данным экспертов, в нынешнем году таких фруктов в Россию поступило на пять процентов больше, чем в прошлом. При этом надо отметить, что потребление яблок в стране растет, а значит, и рынок сбыта продолжает увеличиваться. Сейчас его емкость сложно оценить целиком, однако он поистине огромен.
По данным ученых Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства, если говорить о медицинских нормах, в России фруктами и ягодами люди обеспечены только на 68,5 процента. И это с учетом потребления бананов. Другими словами, у плодового рынка есть перспективы роста еще как минимум на 30 процентов.
При этом аналитики отмечают высокую прибыльность промышленного садоводства. Например, доход с одного гектара плодоносящего яблоневого сада может составлять в среднем 435 тысяч рублей, что в 11,5 раза больше, чем от производства озимой пшеницы. Однако на деле все выходит совсем не так гладко.
Сейчас аграрии Юга России переводят прежние угодья на интенсивные технологии, которые позволяют получать более высокие урожаи с каждого гектара - до 80 тонн. Аналогичной урожайности добились и европейские производители.
- Закладка интенсивных садов является очень капиталоемким процессом на первоначальном этапе, - говорит директор крупнейшего садоводческого хозяйства на Юге России Александр Кладь. - Но зато эта технология позволяет в короткие сроки - за несколько лет - окупить все вложенные инвестиции и начать получать прибыль. Поэтому сейчас очень многие аграрии переходят на интенсивные технологии. Площадь самих садов вроде бы и не увеличивается, а валовый сбор тех же яблок возрастает кратно.
Сейчас аграрии Юга России переводят прежние угодья на интенсивные технологии, которые позволяют получать более высокие урожаи с каждого гектара.
Для сравнения: в ЮФО сады занимают 39 тысяч гектаров (28,8 процента общероссийских площадей), а в Северо-Кавказском федеральном округе - 16,9 тысячи. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края, в нынешнем году в Минераловодском районе будет заложен новый питомник площадью 12 тысяч гектаров для производства саженцев. Деревца уже закуплены, и начата разбивка участков под посадку. По планам ведомства уже в следующем году закладка новых садов интенсивного типа в крае сможет вестись с использованием саженцев, выращенных в этом питомнике.
Однако главные проблемы промышленного садоводства аграрии видят не в производстве продукции, а в ее сбыте.
- Если у нас себестоимость яблок, допустим, составляет 22 рубля за килограмм, то польские фермеры уже на границе предлагают их по 19, - рассказывает председатель одного из крупнейших агрокомплексов Краснодарского края Юрий Хараман. - Торговые войны никто не отменял. На западе производители целенаправленно изучают российский рынок и специально снижают цены - демпингуют, рассчитывая его захватить. Если мы сбросим цену до 19 рублей за кило, они будут предлагать яблоки по 15 рублей и так далее. При этом мы не можем резко снизить себестоимость производства, потому что технически очень зависим от Запада. Мы покупаем там саженцы для суперинтенсивных садов и технику для их обработки, средства химической защиты и даже сами технологии.
По словам директора крупнейшего на Ставрополье садоводческого хозяйства "Интеринвест" из Георгиевского района Александра Буглака, последние семь лет георгиевцы работают хотя и без убытков, но и без прибыли:
- Честно говоря, после введения санкций проблемы усугубились. Цели ставились благие - дать "зеленый свет" своим производителям на рынке отечественной продукции, но иллюзии развеялись уже в феврале.
Ни для кого уже не секрет, что спустя полгода после введения эмбарго Польша увеличила объемы поставок своих яблок в Россию. А все потому, что для импорта остались открытыми "двери" Белоруссии и Казахстана. Сначала заморские фрукты хоть как-то маскировали, но после ряда выигранных российскими торговыми сетями судебных исков (никто не смог доказать, что поставляемая ими продукция - именно из стран, попавших под запрет) даже и наклеек "произведено в Польше, Испании, Италии..." никто уже не снимает. Из-за хлынувшего на рынок дешевого импорта ставропольские садоводы были вынуждены нынешней весной отдавать свои яблоки в полтора раза дешевле, чем минувшей осенью.
Торговля обогащается, а отечественные производители по-прежнему на вторых ролях. Стало очевидным, что через Казахстан в Россию везти европейские фрукты еще дешевле: в этой стране нет таможенных пошлин и НДС меньше. Кроме того, на время действия эмбарго Евросоюз увеличил дотации терпящим убытки собственным производителям. В результате цена польских яблок с 70 евроцентов за килограмм упала до 25. О подобных преференциях их российские конкуренты могут только мечтать.
Еще одним ударом для производителей фруктов стал изменившийся курс валюты. Цены на импортные химикаты, наполовину определяющие себестоимость продукции, выросли в несколько раз. И если ничего не изменится, к осени себестоимость ставропольских яблок увеличится в полтора раза, обреченно подсчитывают садоводы, а это, при всем их превосходном качестве, уже неконкурентоспособный товар.
Подскочившие доллар и евро потянули за собой цепочку проблем. К примеру, банки, и раньше не сильно жаловавшие производителей, теперь и вовсе не дают кредитов, ссылаясь на недостаточную залоговую базу.
- Хранилищ не хватает. Наше предприятие располагает мощностями всего на четыре тысячи тонн, а нужно как минимум еще на десять тысяч. Хотели сами построить хранилище - на это требуется 600 миллионов рублей. Чтобы взять кредит, банку нужен залог минимум в миллиард рублей, - признается Александр Буглак.
- Одна из причин, почему западные производители могут позволить себе очень низкие цены на продукцию - в огромных субсидиях со стороны их государств и Евросоюза, - также подтверждает Александр Кладь. - В той же Польше субсидии на капитальные вложения сельхозпроизводителей достигают 100 процентов, а на текущие расходы - до 75. При этом стоит отметить, что российские фрукты - выше качеством и являются более экологически чистыми, чем зарубежные. Это происходит потому, что мы меньше используем химических реагентов и технологии выращивания у нас немного разные. Например, за 20 суток до сбора плодов мы прекращаем опрыскивание, а в Европе это делают до самого последнего дня. Все это сказывается на пищевой ценности продукта и его вкусовых качествах. В итоге определенный процент покупателей уже целенаправленно выбирает продукцию местных производителей. Ситуация на самом деле уникальная и достойная социологических исследований. Фактически жители, таким образом, финансируют наше развитие.
Хотя нельзя сказать, что в России государство отвернулось от садоводов. В бюджете закладываются средства на возмещение затрат аграриям.
- Для развития садоводства на федеральном уровне приняты кардинальные решения. Так, в 2015 году субсидии на закладку новых многолетних насаждений увеличены в 2,3 раза, интенсивных садов - более чем в три раза, на уход за ними - в пять раз. Появился новый вид поддержки - на закладку одного гектара питомника выделяется 131 тысяча рублей, - сообщил министр сельского хозяйства СК Александр Мартычев.
Всего же поступления из федеральной казны на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в этом году увеличиваются в шесть раз - с 23,6 миллиона до 144 миллионов рублей, сообщили в минсельхозе.
Кроме того, обеспечено софинансирование девяти новых направлений импортозамещения, среди которых строительство, реконструкция и модернизация хранилищ, на что предусмотрено до 16,5 миллиона рублей. До 2020 года, обещают краевые власти, на территории Ставрополья будут заложены две тысячи гектаров новых садов. Также ведется строительство двух современных фруктохранилищ.
Сегодня ставропольские садоводы делятся на две категории. Одни, по разным причинам, не пользуются кредитами, поэтому у них нет средств ни на развитие, ни на ведение бизнеса на современном уровне. Конечно, хозяйство с дедовскими методами производства конкуренции выдержать не сможет, поэтому выращивает мало продукции, и она дорогая. Другие кредиты берут, но расплачиваются с банками и страховыми компаниями годами. Одно из них - "Интеринвест".
- Мы ежегодно платим кредитным учреждениям 80 миллионов рублей - основной долг по займам плюс проценты. Кредитные средства вкладываем в развитие производства. Наша цель - выращивать много и дешево, - делится планами предприниматель.
Экономят в хозяйстве на всем, даже саженцы сами выращивают, чтобы не покупать на стороне.
Несмотря на трудности георгиевские садоводы сворачивать производство не собираются. Сегодня предприятие располагает 1100 гектарами яблонь, груш, слив и черешен, а в апреле заложили еще 50 гектаров, столь-ко же намерены высадить и осенью.
Всего же ставропольцы собирают порядка 14-16 тысяч тонн фруктов в год, и проблема их качественного сохранения стоит очень остро. Некоторые производители еще помнят времена, когда край выращивал по 150-170 тысяч тонн плодов ежегодно, и у садоводов голова не болела о том, как сберечь урожай.
Несмотря на признанные экспертами высокие вкусовые качества в регионе ставропольских яблок практически нет. Население съедает 50-60 тысяч тонн в год краснодарских или импортных фруктов.
- На местный рынок мы отдаем всего пять процентов своей продукции, остальные 95 раскупают Москва, Санкт-Петербург, Архангельск и другие города и регионы, распробовавшие нашу продукцию. Главный критерий для ставропольских торговых сетей - дешевизна и внешний вид. Ему идеально отвечают польский и китайский сельскохозяйственный ширпотреб, - объясняет Александр Буглак.
Однако вопрос о том, кому отдают предпочтение крупные торговые сети, остается для общественности тайной за семью печатями. Например, компания "Тандер", работающая под маркой "Магнит", отказалась дать информацию о том, каким фруктам - импортным или отечественным - отдается приоритет на полках их магазинов.
По мнению экспертов, сейчас рынок достаточно велик, чтобы вместить и российские, и привозимые из-за рубежа фрукты. Но до передела рынка осталось совсем немного. При этом западные производители выигрывают за счет низкой цены, а отечественные берут качеством и патриотизмом своих покупателей. Как ни удивительно, но менталитет играет важную роль, особенно на Юге России: люди здесь предпочитают местные яблоки импортным.
Указом главы Дагестана 2015-й объявлен в республике Годом садоводства. Между министерством сельского хозяйства и продовольствия региона и муниципальными образованиями заключены соглашения, в соответствии с которыми в 2015 году планируется заложить 1600 гектаров садов, в том числе 100 гектаров интенсивного типа. План уже выполнен более чем наполовину, при этом интенсивных садов заложено 93 гектара.
Как отметили в минсельхозе РД, аграрии республики часто сталкиваются с проблемой нехватки сертифицированного посадочного материала, так как объемов, производимых пяти республиканскими плодопитомниками, недостаточно. Поэтому саженцы планируется приобретать в Краснодарском крае, Чечне, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
Что касается привозной продукции, то ее в основном поставляют из Краснодарского края и Кабардино-Балкарии, а также из Турции, Ирана и Азербайджана. В ведомстве утверждают, что проблемы импорта яблок из Европы нет.
При этом в регионе производят достаточно много фруктов, но в республике слабо развита система хранения, предпродажной подготовки, упаковки и фасовки, поэтому долгое время сохранять экологически чистую качественную местную продукцию невозможно.
Для развития логистической инфраструктуры принята соответствующая ведомственная целевая программа. Сейчас в Дагестане реализуют несколько крупных инвестиционных проектов строительства логистических центров мощностью 243,5 тысячи тонн, приблизительные сроки их введения в эксплуатацию - конец 2016 года.