Система распределительных центров существует во многих странах мира. Так, во Франции стихийно возникавшие подобные мощности в регионах затем были реструктуризированы в общегосударственную систему. Позднее эта модель развития была внедрена также в Китае, Индии, Бразилии и еще более чем в 30 странах мира. Второй путь развития, который был реализован в Испании, предполагает создание государственной корпорации, которая строит сеть ОРЦ, создав управляющие компании в регионах (таким же образом поступили Мексика, Аргентина, Эквадор, Польша). Российская модель обещает быть уникальной. У нас уже есть система ОРЦ, построенная крупными торговыми сетями, однако государство не станет вмешиваться в дела бизнеса, обещают эксперты. За государственный счет, но с привлечением частного капитала, будет построена новая логистическая сеть распределения сельхозпродукции.
- Наша задача - не пускать дело на самотек, - пояснил советник ректора Московской школы управления "Сколково" Алексей Чуйкин. - Управление сетью ОРЦ планируется наладить через единый центр - некоммерческую организацию. Это обеспечит системный подход к развитию: планирование сети, управление, создание единой информационной системы.
Наиболее важным отличием ОРЦ от прежних оптовых баз должна стать их мультифункциональность.
- Ненормально, когда фермеры сдают картошку по пять-шесть рублей за килограмм, а затем ее продают по 30, но производители с этого ничего не получают, - отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Кирилл Черкасов. - Овощехранилища ОРЦ помогут им дождаться справедливой цены.
Помимо собственно торгово-складских площадей, в ОРЦ должны быть реализованы функция логистического центра с распределительной площадкой, инфраструктура переработки продукции и контроля ее качества, а также дополнительные услуги, в том числе поставка семян, средств защиты растений, удобрений. Всего по госпрограмме планируется строительство 33 крупных оптово-распределительных центров и примерно 200-300 центров регионального масштаба. Регионам, которые захотят принять участие в проекте, необходимо иметь собственную программу развития агропромышленного комплекса, а также паспорт инвестиционного прое кта для предполагаемого кандидата.
В высокой степени готовности уже находились около 15 проектов, но две трети из них за последний год практически не развивались. Сомнения инвесторов отчасти связаны с негативными тенденциями в сельском хозяйстве - высокой закредитованностью и рядом банкротств крупных хозяйств, поэтому важнейшим инструментом работы ОРЦ должно стать кредитование производителей под гарантированные будущие поставки по определенной цене.
Понятно, что крупные ОРЦ необходимо создавать в регионах, где есть не только крупные производители, но и потребители сельхозпродукции. В первую очередь это города-миллионники. Но для Санкт-Петербурга и Ленинградской области как для отдельных субъектов Федерации тесное соседство - это и благо, и определенная проблема. С одной стороны, мегаполис - это огромный и гарантированный рынок сбыта. С другой стороны, регионам приходится конкурировать за ресурсы. В конце прошлого года Петербург уже начал строительство первого в России логистического инновационного распределительного центра сельскохозяйственных продуктов "Агрополис", который получил статус приоритетного инвестиционного проекта. Комплекс займет территорию в 100 гектаров в Шушарах, после выхода на полную мощность здесь будет создано свыше семи тысяч рабочих мест. Первую очередь ЛИРЦ "Агрополис" планировалось ввести в эксплуатацию в первом квартале 2016 года, а завершить проект - к 2020 году, однако сейчас темпы реализации замедлились. Как рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор центра "Агрополис Северо-Запад" Алексей Юрьев, инвестиции в проект оцениваются в сумму около 25 миллиардов рублей, часть этих средств компания рассчитывает получить от вхождения в программу ОРЦ.
У Ленинградской области имеется два своих перспективных участка - в Буграх и в Уткиной заводи, то есть также в непосредственной близости от города. Бизнес прорабатывает эти проекты, но соседним регионам нужно как-то договариваться, полагает вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк.
- Сегодня сложно говорить об окупаемости, но создание двух подобных центров вдоль кольцевой - это довольно серьезно, - отметил чиновник в разговоре с корреспондентом "РГ". - Если оба региона понесут затраты, но в результате получится два нерентабельных центра, это неправильно, так что надо что-то делать.
Пока у регионов еще есть время, чтобы "на берегу" договориться о возможном алгоритме - минсельхоз только разрабатывает критерии вхождения в программу.
Сергей Зимин, инвестиционный уполномоченный, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО:
- СЗФО не относится к регионам сельскохозяйственного профиля, однако наличие такого крупного едока, как Санкт-Петербург, заставляет эту отрасль развиваться. Общая транспортно-транзитная функция города и его близость к арктическим регионам тоже влияют на положение дел в АПК. В создании ОРЦ очень важный вопрос: как именно эти центры будут входить в сделку? Сейчас на российском рынке агропродукции доминируют сети. Условия вхождения в них очень жесткие, что оправдано контролем качества, но ОРЦ необходимо будет перебить эти условия. Власти вынуждены договариваться с сетевиками об ограничении роста цен на продовольствие, но экономика возьмет свое. А притом что 84 процента товарооборота пищевых продуктов сегодня приходится на сети, это ставит вопрос продовольственной безопасности.