В России с 2013 года реализуется эксперимент "Отказ от бумажного журнала", в котором принимают участие около 800 школ. Правда, только 30 процентов из них смогли полностью перейти на электронную систему. Остальные пока ведут два журнала параллельно или отказались от "бумаги" только в некоторых классах.
В чем сложность? Нужно сформировать пакет нормативных актов, прописать, кто отвечает за доступ к персональным данным, собрать разрешения от родителей на их обработку. Потом нужно постепенно осваивать новые возможности электронной системы, параллельно проводить обучающие семинары для учителей и учеников. И только когда система будет полностью отработана и освоена, - принимать решение о переходе.
- У учителей появилось больше свободного времени, а родители стали внимательнее следить за успеваемостью и посещаемостью ребят. У школы появилась целая система электронного документооборота, - рассказывает Нина Муштакова, директор астраханской гимназии N 1, где педагоги отказались от бумажного журнала еще полтора года назад.
Очевидный плюс системы электронных журналов - не нужно заполнять отчетность дважды. В быстром доступе не только план уроков, оценки и расписание, но и словари, учебные материалы. А для архива, где нужны бумажные копии документа, оценки можно просто распечатать.
Но есть и минусы: 100-процентной защиты от программных сбоев и хакерских атак у "дневниковых" систем нет. Кроме того, средний возраст учителя в России - более 40 лет, и, что скрывать, новый способ ведения журналов не всем педагогам дается легко.
- Не каждая школа готова к полному уходу в "цифру". Здесь нужно учитывать не только готовность педагогов, но и уровень материально-технического оснащения. Все очень индивидуально, - считает учитель информатики мытищинской средней школы N 29, победитель конкурса "Учитель года-2013" Андрей Сиденко. - Например, не везде есть достаточное количество компьютеров и планшетов, далеко не в каждой школе быстрый Интернет.
Почему так много директоров не знают о возможности самостоятельно отказаться от бумажных журналов? Через них идет огромный поток информации: нормативные акты, приказы, письма. И что удивляться, если такие разрешающие, но ни к чему не обязывающие нормы закона могут уйти из внимания. При этом большинство инициатив (в том числе по техническому оснащению или новой системе отчетности) школам спускают региональные и муниципальные органы управления образованием.