Окрестности ставшего всем известным аэропорта Донецка, которые удалось рассмотреть как раз перед началом артиллерийской канонады, до сих пор абсолютно пустынны. Да если бы кто-то из местных жителей решил вдруг вернуться в свои родные места, то все равно податься ему было бы некуда: все дома в округе - в руинах.
С бойцами батальона "Восток" с опаской пробираемся по уличным развалинам к находящемуся в аэропорту штабу их части. Уже на месте знакомлюсь с Инной (так она мне представилась) - заместителем командира роты по воспитательной работе 11-й отдельной мотострелковой бригады "Восток".
- Постоянные боевые действия в районе аэропорта идут с ноября прошлого года, - рассказывает она. - До этого наша часть дежурила на блокпосту в поселке Карловка. Сейчас стало тише, но, несмотря все усилия правительства ДНР и отвод тяжелой техники от передовой согласно минским договоренностям и работе представителей миссии ОБСЕ, обстрел аэропорта продолжается.
Во время разговора к нам подошел один из ополченцев и неожиданно обратился к собеседнице со словом "маменька"…
- Это так меня мои бойцы ласково называют, - улыбнулась Инна. - Скорее всего, из-за того, что в батальоне есть единственный в армии ДНР "сын полка", которому 15 лет. Мы ему дали боевой позывной "Паштет". Получилось так, что прибился к "Востоку" после того, как сбежал с территории, где хозяйничают украинские оккупанты. Там бандеровцы его заставляли батрачить. Командование роты приняло решение назначить его помощником повара. Кстати, заодно и вес наберет.
Дальше беседа переходит к "большой" политике…
- Украинские власти хотят заставить весь народ забыть свою историю, - продолжает Инна. - Но мы прекрасно понимаем, что эту историю нужно воспринимать такой, какая она есть. Поэтому я и решила взять в руки автомат и защищать свою землю от тех, кто хочет возрождения фашизма. До войны проработала 22 года в школе, долгое время преподавала в начальных классах. Мы хотим только мира и иметь право распоряжаться своей судьбой.
…И тут откуда-то из-под развалин вдруг появляется симпатичный кот и прямиком направляется к Инне.
- Знакомьтесь, это Птур, - улыбается женщина. - Единственный в этом районе кот. Все животные отсюда ушли за своими хозяевами, а бездомных котов и собак отпугнули страшные бои. А Птура - даже не знаем, как он тут оказался - мы обнаружили после одного из обстрелов, его ранило осколком. Так я его отнесла к нашему врачу, вылечили. Вот теперь спит только со мной и ходит по пятам…
А еще корреспонденту "РГ" показали стопку писем и рисунков, которые попали сюда из Вологды. Оказывается, перед Новым годом учащиеся местной средней школы № 14 их прислали в воинскую часть вместе с посылкой. Все послания с тех пор бережно хранятся в батальоне. Боец Валерий (позывной "Макс") рассказал, что они станут экспонатами будущего музея, который обязательно здесь появится.
По словам ополченцев, разбитые во время артобстрелов самолеты они уже начали распиливать на металлолом. Правда, работа по расчистке близлежащей территории из-за обстрелов идет пока довольно медленно, поэтому и сгоревшие украинские танки пока остаются нетронутыми. В строениях аэропорта еще можно повстречать неразорвавшиеся мины и брошенные украинцами боеприпасы.
…Некогда красивое здание аэропорта превратилось в груду строительного мусора и разрушенных строений. На многих этажах и лестницах опасно ходить - могут обвалиться. Район аэропорта Донецка охраняется, посторонних граждан не пропускают. На всех подступах несут дежурства регулярные войска ДНР. Они в любую минуту готовы дать отпор украинским военным и их президенту, которые до сих пор мечтают вернуть аэропорт в свои руки.