Ввести систему вознаграждения за честное слово предлагает проект закона "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях", разработанный министерством труда и социальной защиты. Одно из резонансных предложения как раз касается государственной благодарности за информацию о коррупции. Осведомителю обещают премию в размере от 5 до 15 процентов от размера предотвращенного ущерба. Но не более трех миллионов рублей.
Сейчас документ анализируют в правительстве страны. А в самом ведомстве рассчитывают, что в середине года документ может быть внесен в Госдуму, и, если все пройдет удачно, то с 2016 года закон может вступить в силу.
Если идея пройдет, молчание о казнокрадах перестанет быть золотом. Выгодной станет откровенность. При этом правда должна стать еще и безопасной. В целом документ прописывает, как защитить человека, решившего раскрыть тайны коррупционных схем. Ведь осведомителю зачастую придется пойти против коллег или начальников, близких знакомых, партнеров по бизнесу. Как правило, это люди цивилизованные, грубое насилие они не приемлют. Но сделать жизнь "предателя" голодной и невыносимой могут вполне. Поэтому документ прописывает специальные меры защиты такого человека.
Однако, пожалуй, самое резонансное положение касается прежде всего материального поощрения тех, кто своим сигналом помог раскрыть коррупционеров.
Инициативу уже поддержал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России - основное правительственное экспертное учреждение по правовым вопросам. При этом эксперты института уже подготовили свои предложения по доработке проекта.
А в Госдуме на следующей неделе пройдет специальный круглый стол, на котором идею обсудят не только депутаты и сенаторы, но представители администрации президента, правоохранительных органов, государственных ведомств, а также другие эксперты.
Один из ключевых вопросов, которым задались законодатели, это моральный. Как расценить такие премии: как поощрение доносительства или награду за честность? С одной стороны, слово "доносчик" имеет у нас плохой оттенок. С другой, что плохого в том, если человек будет открыто бороться за правду? Когда кто-то бросит вызов коррупции, поставит на карту свое честное имя, разве государство не должно его поддержать и защитить?
Надо только найти моральную грань, отличающую кляузника от искреннего человека, нетерпимого к несправедливости.
Другой вопрос: как рассчитывать премию. Когда речь идет об откатах, воровстве из бюджета и т.п., сумма ущерба ясна, и долю вычислить легко. Но как быть при взятках? Теоретически сами по себе они ущербом не являются. Как выяснить, сколько потеряло государство от того, что, скажем, пожарный за некоторую сумму закрыл глаза на нарушения в крупном офисе?
"Ущерб определяется путем оценки возможных материальных последствий совершения коррупционного преступления, - сказала "РГ" Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президент РАН Талия Хабриева. - Сумма предотвращенного ущерба должна быть установлена решением суда, Счетной палаты Российской Федерации или иного уполномоченного государственного органа. Раньше многие эксперты, предлагая те или иные методы противодействия коррупции, излишне увлекались запретительными или карательными мерами. Но сегодня очень важно внедрять меры, стимулирующие позитивные практики, препятствующие развитию коррупционных проявлений как в публичной, так и в частной сферах. Законопроект Минтруда России делает важный шаг в этой сфере".
Правда, в прессе недавно появилась информация, что Минфин отказывается согласовать проект, так как якобы не хочет давать денег на премии. Как пояснили "РГ" источники в Госдуме, на самом деле никакого права "вето" от казначеев нет, речь о технической позиции ведомства: нужно определить порядок и условия финансирования. Правительство должно четко представлять: из каких источников брать деньги на премии, и когда и как их выплачивать.
По словам члена комитета Госдумы по безопасности и коррупции Ильи Костунов, премии можно выплачивать из тех сумм, которые бюджет мог бы лишиться, если бы гражданин вовремя не просигнализировал, куда следует. Или брать средства, которые были прямо возвращены благодаря сигналу.
"Я бы поддержал этот закон, - говорит Илья Костунов. - Его, безусловно, надо проработать детально, но сам принцип, на мой взгляд, очень правильный и вознаграждения вполне логичны".
Как рассказывают в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, подобные методы успешно себя зарекомендовали за рубежом. Например, по некоторым оценкам, в США благодаря таким премиям государство сэкономило более 30 миллиардов долларов в течение 20 лет на госзакупках и госконтрактах. Ведь воровать государственные деньги, в том числе накручивая цены на казенных контрактах, любят во всем мире. Но когда чиновник боится, что партнерам будет выгодней сдать его правоохранителям, чем поделиться с ним, в нем часто просыпается совесть. Или что-то тому подобное, мешающее беззастенчиво брать.
"Но к тем, кто сообщает о коррупции, должны быть установлены строгие требования, - рассказывает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. - Претендент на получение вознаграждения должен быть первоисточником информации высокого качества, которая предоставлена добровольно и привела к раскрытию преступления".
Кроме того, по мнению экспертов правительственного института, должны быть четко определены органы, а впоследствии и должностные лица, которые будут обеспечивать применение мер такой защиты. Также Институт законодательства предлагает расширить перечень лиц, которым может быть предоставлена защита. Согласно законопроекту под особую охрану попадают сотрудники среднего звена - госслужащие, работники госструктур и тому подобные лица. Законопроект предлагает распространить подобные меры и на вип-персоны, в том числе министров, аудиторов Счетной палаты, членов комитетов (комиссий) Госдумы, судей федеральных судов. Кроме того, такая защита, по мнению экспертов института, должна предоставляться работникам любых организаций, реализующих свои антикоррупционные политики, то есть, по сути, рядовым гражданам.
В особо опасных ситуациях информаторы могут попасть под программу защиты свидетелей. Но гораздо важнее дать гарантии в бытовой жизни, что с человеком ничего не случится. Законопроект не позволит увольнять без веских причин госслужащего в течение 3 лет после его заявления о коррупции.
Между тем
Современные механизмы противодействия коррупции обсуждались на четвертом Евразийском антикоррупционном форуме "Предупреждение коррупции: новые подходы", организованном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, а также Счетной палатой РФ при поддержке Госдумы. Помимо прочего, там была презентована новая система научного мониторинга коррупции, разработанная институтом законодательства.
Программа предлагает совершенно новые подходы к измерению уровня коррупции. В том числе на основе специальной системы индексов будет исследоваться так называемая латентная, то есть скрытая коррупция. Разработанные методы позволят оценить также, насколько эффективны те или иные меры борьбы с коррупцией в разных странах.