13.05.2015 14:30
    Поделиться

    Корреспонденты "СОЮЗа" попробовали главные деликатесы деревни Мотоль

    В советские годы деревня Мотоль в Ивановском районе Брестчины имела неофициальный титул "кожуховой" столицы СССР. Полешуки здесь шили, да еще и нынче шьют замечательные тулупы и полушубки.

    Сегодня Мотоль - тоже столица. Только кулинарная. Предвкушая удивительные открытия, корреспонденты "СОЮЗа" отправились на родину самого "вкусного" в стране фестиваля "Мотольские прысмаки", чтобы заглянуть в уникальный музей хлеба, отведать вкуснейших колбас и выпечки, а также разузнать секреты свадебной каравайной традиции, с недавних пор ставшей историко-культурным наследием Беларуси.

    Де-юре Мотоль считается агрогородком. Но сельское хозяйство у местных жителей не в фаворе. Увлечены бизнесом. На четыре тысячи населения здесь 67 предпринимателей. Торговых точек - около сорока. Говорят, коммерческая жилка мотолянам досталась от коренного населения - евреев. Вот и журналисты "СОЮЗа", проведя день в Мотоле, постоянно чувствовали деловой расчет.

    - Николай Федорович, может ваши работницы в вашем музее хлеба немножко попозируют? - обращаемся к Николаю Стасевичу, руководителю мотольской фирмы "Аникс Саниа", занимающейся выпечкой.

    - Только если гарантируете, что их фотография будет опубликована в газете.

    Музей - это очередная, открывшаяся этой зимой достопримечательность агрогородка. Старинная утварь и орудия - плуги, жернова... Экспонаты-поделки вроде домика из тостового хлеба... Тематические рисунки и поэзия белорусских классиков. Николай Стасевич делится планами: хочет "оживить" экспозицию, сделать ее интерактивной. Вовлекать в процесс посетителей. Показывать, как испечь хлеб по мотольским рецептам:

    - Гости смогут собственными руками смолоть муку - у меня есть собственная мельница, просеять ее, замесить тесто. Ко всему прочему на берегу Ясельды я построил агроусадьбу "Мотольская Венеция" - там рассчитываем открыть "Школу мотольской кухни".

    Менеджер Олеся Шиколай ведет экскурсию. Подробно описывает, как из колоска получалась булочка в старину и как получается сейчас. Наглядно показывает, как молотили "цыпом" (цепом - на местном наречии) зерно, как складывали его в соломенный "шыян" - специальную плетеную емкость. Впрочем, не хлебом единым. Повод приехать в Мотоль этой весной - праздничный. Местная свадебная каравайная традиция недавно стала нематериальным историко-культурным наследием Беларуси. Отношение к нему в агрогородке не просто трепетное - сакральное. Загвоздка в одном: то, что интересно любителям истории и этнографии, что чтили представители старшего поколения, молодежь ценит далеко не всегда. Цифры подтверждают. По словам директора местного музея народного творчества Ольги Кульбеда, в Мотоле в прошлом году было около тридцати свадеб. Каравай пекли лишь на трех-четырех. А ведь издавна считалось, что судьба молодых во многом зависит от выбора каравайниц. Требования серьезные: каравайница должна быть женщиной замужней, уважаемой и домовитой, счастливой в браке и имеющей детей. Командовала "каравайным парадом" крестная мать. И весь процесс обязательно сопровождался специальными обрядовыми песнями, молитвами и благословениями.

    Главный ингредиент здешних деликатесов - это безграничное гостеприимство самих полешуков. Так, во всяком случае, нам показалось...

    - Традиционная свадьба всю неделю была. В четверг и пятницу готовили, в субботу "расчиняли" каравай, в воскресенье - сама свадьба. В понедельник каравай делили, а во вторник и среду - с ним по гостям ходили. Сначала - к маме невесты - с каравайными "шишками", а затем - к родным жениха, - вспоминает бабушка Нина Кульбеда. Свой очередной каравай она пекла совсем недавно - в феврале женила внука.

    Рецепт незамысловат: мука, молоко, масло, сахар, дрожжи, яйца, подсолнечное масло, ванилин, водка, соль. Часть теста уходит непосредственно на булку, оставшаяся - на украшение и "шишки". Булка символизирует солнце, коса - сплетение двух родов. "Шишки" - веточки плодовых деревьев - яблони, груши, сливы - оплетались тестом и запекались над пламенем в печке. Дальше скреплялись лентой - красной нитью. Ленту следовало хранить и после свадьбы: она приобретала целебные свойства.

    - А можете нам этот обряд показать? - спрашиваем провожатых.

    - В июле приезжайте. Как раз на такую свадьбу попадете. А сейчас разве что видео можете посмотреть. Приготовление каравая - явление не такое уж и частое.

    Впрочем, приедем мы сюда скорее всего не в июле, а в начале августа. На международный кулинарный фестиваль "Мотольские прысмаки". Представьте: в выходные между окончанием уборочной и Успенским постом Мотоль становится одним грандиозным фуд-кортом. Едва ли не каждый из более чем тысячи семисот дворов превращается в своего рода ресторан домашней кухни.

    - Гостей, причем из разных стран, настолько много, что население деревни увеличивается почти в два раза. Всех их надо расселить. В Мотоле построили гостиницу "Фест". Активно развиваем агроусадьбы. Но и они не справляются. Соломоново решение: людей поначалу расселяли по хатам... - вспоминает председатель Мотольского сельисполкома Сергей Пилипович. - С фестивалем помогают предприниматели. В нашем четырехтысячном агрогородке мирно уживаются сразу несколько "колбасных королей" -как государственных, так и частных. Здесь же колбаса с традициями. В Мотоле особо чтят основателя первого колбасного цеха Степана Минюка, который освоил ее выпуск еще 80 лет назад...

    А что же хозяйки? Нина Николаевна Кульбеда к прошлым "Мотольским прысмакам" наварила целый чан холодника. Холодный суп в жаркую погоду ушел на раз-два. Признается: гостей от стола было не оторвать. Наверное, как и нас сейчас от тех вкусностей, что хозяйка приготовила, как сама говорит, на скорую руку - печеночной и кровяной колбас, яичницы со шкварками и луком, сальтисона, гусиного холодца и традиционного супа "журек". Ее однофамилица Елена Кульбеда позже поставит на стол соленые грузди и жареную щуку...

    А на Витебщине все "коронные" блюда из картошки, - замечаю я, уплетая очередной кусок ароматного сала с мясной прослоечкой. Мотоляне в ответ лишь усмехаются.

    - А мы себе и мяса можем позволить! Здесь всегда жили более зажиточно, чем на севере. А кроме того, что такое картошка? Корнеплод для ленивых. Бросил в землю - и растет. То ли дело вырастить свинью...

    - Холодильников не было, - вспоминает Елена Кульбеда. -Поэтому мясо кто-то солил, кто-то консервировал. Отсюда и наши традиции. Субпродукты никогда не выбрасывали. Всегда употребляли в пищу. Единственное, что не использовали - это кровь. У нас было много евреев, а для них кровь - это душа.

    О том, насколько вкусными могут быть грамотно приготовленные субпродукты, мы поняли, когда на стол поставили тарелку горячей самобытной шурпы с печенью - настолько наваристую, что аж ложка стоит! Но самая вкусная, говорят, получается из парного мяса только что заколотой свиньи.

    Особенности кухни, кстати, просты: оказывается, чтобы мясо и колбасы приобрели неповторимый мотольский оттенок, их нужно присыпать кориандром и укропом и запечь в печи. Хотя, нам думается, главный ингредиент здешних деликатесов - это безграничное гостеприимство полешуков.

    Досье "СОЮЗа"

    Мотоль, расположенная на берегу Ясельды, - одна из крупнейших деревень в Беларуси с населением более 4000 человек, центр полесского агроэкотуризма, малая родина первого президента Израиля Хаима Вейцмана. В 2012 году агрогородок отпраздновал свое 590-летие. Здесь работают две общеобразовательные и художественная школы. Есть несколько музеев. Мотольский музей народного творчества насчитывает 27 506 экспонатов. В его состав входит ветряная мельница, а также единственный в своем роде музей археологии "Наши корни". В православной жизни мотолян большую роль играет Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1877 году. Валообразующее предприятие агрогородка - ОАО "Агро-Мотоль" - сельскохозяйственное предприятие, занимающееся в том числе разведением мясного скота лимузинской породы.

    Поделиться