Новости

14.05.2015 16:15
Рубрика: Культура

"Яма" сносит крышу

Свердловская музкомедия приезжает на гастроли в Москву
Герои Куприна на музыкальной сцене? Героини его "Ямы" в мюзикле? Это изумляет до той поры, пока вы не увидите новый спектакль Свердловской музкомедии, который знаменитый театр покажет москвичам. Его короткие гастроли в столице включают два мюзикла: "Яма" Сергея Дрезнина по Куприну и "Скрипач на крыше" Джерри Бока по Шолому-Алейхему.

Этот екатеринбургский театр давно и успешно торит новые дороги для отечественного мюзикла, постоянно заказывая композиторам новые произведения и обращаясь к самому неожиданному историческому, литературному и даже изобразительному материалу - от екатерининской эпохи ("Екатерина Великая" Сергея Дрезнина) до гражданской войны ("Белая гвардия" Владимира Кобекина), от язвительной диккенсовской сказки ("Ночь открытых дверей" Евгения Кармазина) и гоголевской сатиры ("Мертвые души" Александра Пантыкина) до пластических импровизаций на живописные темы Тулуз-Лотрека (новейший спектакль "Анри" на музыку Марины Собяниной). "Яма" - один из самых впечатляющих итогов этого поиска.

Для музыкального воплощения "Ямы" автор либретто Михаил Бартенев нашел, вероятно, единственно возможный ход: действие перенесено из публичного дома в кабаре "с девочками", документально изображенная Куприным среда переведена в условно-театральный регистр. Это позволило избежать лобовых ссылок на главную профессию героинь купринской повести и отчасти сблизило спектакль со знаменитым мюзиклом "Кабаре", тема которого тоже более чем серьезна. В результате возникло несколько музыкальных пластов: чисто "кабаретные" выходы в доме на Ямской оттенены впечатляющими массовыми сценами и полными драматизма сольными номерами.

Музыка Дрезнина многокрасочна и многожанрова, легко перебрасывается от городского романса тех лет, джаза, кабаре и куплетов в одесском стиле к зонгам и ариям трагического оперного масштаба. Огромная роль принадлежит оркестру (дирижер Борис Нодельман). В спектакле, поставленном Ниной Чусовой с хореографией Татьяны Багановой и костюмами Павла Каплевича, широко использованы видеоэффекты и есть несколько великолепных актерских работ: Мария Виненкова (Тамара), Татьяна Мокроусова (Женька), Светлана Ячменева (Люба), Светлана Кочанова (хозяйка дома на Ямской), Игорь Ладейщиков (студент Лихонин)...


Сцена из мюзикла "Скрипач на крыше". Фото:Пресс-служба театра "Свердловская музкомедия"

Второй спектакль уральской труппы, "Скрипач на крыше", отличается от большинства версий широко известного мюзикла, которые играются музыкальными и драматическими театрами России, уже своей аутентичностью: театр приобрел лицензию на использование подлинных либретто и партитуры, осуществленных на Бродвее, с правом собственного режиссерского решения.

Художественный руководитель театра Кирилл Стрежнев вновь подтвердил свое право считаться одним из ведущих современных мастеров жанра. И хотя для "глубокого погружения" в колоритную атмосферу изображенной писателем среды часть труппы даже выезжала в Израиль - понаблюдать обычаи и позаимствовать этнографические детали быта, от чисто концертного увлечения пряным колоритом еврейского местечка, к счастью, удалось удержаться: возник спектакль по-настоящему драматичный, с очень сильной работой Анатолия Бродского в роли Тевье.

Оба спектакля Свердловская музкомедия играет на площадке Детского музыкального театра имени Наталии Сац 19 и 21 мая.

Культура Театр Музыкальный театр Кино и театр с Валерием Кичиным Гид-парк