Мукасеи - интереснейшая пара. В столице Голливуда дружили с Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом, Уолтом Диснеем и прочими знаменитостями. Среди предупреждавших о нападении Гитлера на Советский Союз был и друг семьи великий Чарли Чаплин.
Когда живешь в зарубежье, знакомство с советскими, российскими знаменитостями обеспечено. Люди приезжают в далекие края, не знают языка и нравов чужой страны. И обосновавшиеся здесь соотечественники, готовые оказать любую помощь от перевода до домашнего борща и совместной поездки в магазин, весьма кстати.
А Мукасеи, которых долгие годы знал лично, были людьми сердечными и искренними. Тем более что снайпер Павличенко приехала в Штаты агитировать за скорейшее открытие второго фронта. По их, военной, линии. По рассказам разведпары, остановилась у них дома. И сошлись, подружились, особенно с Елизаветой Ивановной (псевдонимы "Бетси" и "Эльза").
Все то, что якобы проделывает со снайпером жена американского президента Элеонора Рузвельт, происходило как раз в доме Мукасеев. Это Елизавета Ивановна учила Люду, как она ее называла, пользоваться для наведения румян не свеклой, а хорошей косметикой. Они вместе готовили. И Мукасеи удивлялись, с каким удовольствием гостья режет мясо - тонко-тонко, а потом с наслаждением его жарит. Они говорили о жизни, и Павличенко просила, молила не трогать войну. Никто из окружающих не знает, что по-настоящему испытывает снайпер, уничтожившая 309 пусть врагов, но человек. О своих подвигах рассказывала на митингах, собиравших толпы американцев. Не стеснялась стыдить их, здоровых и уже тогда разъевшихся: господа мужчины, вы не устали отдыхать в тишине за моей спиной и снайперской винтовкой?
Возвращалась домой - к Мукасеям - после таких искренних, душу выматывающих выступлений, усталой. Долго сидела за столиком Елизаветы Ивановны у зеркала. Расчесывала волосы, вглядывалась в отражение. Мукасеи в один голос подтверждали, что Павличенко была войной вымотанная.
А как-то вдруг попросила хозяйку: "Лиза, у тебя есть платье? Так надоела эта гимнастерка. От сапог устала". И Елизавета Мукасей подарила снайперу свое нарядное платье. Павличенко не могла нарадоваться. Елизавета говорила, что видела в нем Люду и после войны.
Они часто, до отъезда нелегалов в продлившуюся два десятилетия командировку в незнаемое, встречались. В доме Мукасеев хранился подарок от Павличенко.
- Только вот ушла она очень рано, - горевала хозяйка. - В 58 лет.
А Мукасеи прожили жизнь долгую. Михаил Исаакович скончался на 102-м году, его супруга - на 98-м.
Но не надо обижать и супругу президента Рузвельта. Она хорошо относилась к СССР. Во второй половине 1950-х в нашей школе был произведен ремонт: подправили ступени, покрасили стены, которые обклеили фигурками зверей с их высказываниями на английском языке. Элеонору Рузвельт завезли к изучавшим английский детям, и она минут 20 проговорила с нашими отличниками. Потом ее повели в актовый зал. Супруга американского президента напутствовала нас, что-то объясняла. Я запомнил только одно: Элеоноре Рузвельт понравился рисунок слона на стене. И она привела его высказывание: если даже просят, не складывайте все яйца в одну корзину.