Журнал вышел в преддверии третьего Московского экономического форума. И те четыре вопроса, которые он задал своим авторам, были продиктованы моим чувством, что множество людей в стране хотят поправить наш экономический курс. Сейчас мы находимся в некоем застое и нужно решаться его корректировать. Если не решимся - прозябание нам обеспечено при любой цене на нефть.
На вопросы ответили более пятидесяти экспертов. Мнения получились разными, но как раз и нужен был их широкий спектр. Конечно, разногласия есть. Но моя миссия как главного редактора "Мира перемен" состоит в том, чтобы напомнить людям, что от них действительно что-то зависит.
Что мы имеем сейчас? Считаю, что нынешнее неравенство россиян по доходам неприемлемо и мешает росту экономики, оказавшейся в стагнации. Не устраивает, конечно, и инерционность экономической политики, ориентированной только на шлифование инвестклимата. Привлекать иностранный бизнес - хорошо, но корень проблем таится не только в санкциях и ценах на нефть. Замедление экономического роста началось раньше. И связано оно во многом с завершением мегапроектов с использованием госденег. Конечно, я могу понять, что когда в стране кризис - уже не до больших целей. Однако в будущем от них все равно никуда не уйти.
Не устраивает и философия экономполитики, которая зачастую базируется на гипертрофированном представлении о всемогуществе частного бизнеса и механизмов саморегулирования. Для выхода из стагнации не обойтись без мощного и последовательного участия государства в экономике.
Также вызывает тревогу содержание так называемых структурных реформ. Это для России довольно большая проблема, поскольку они направлены на коммерциализацию важнейших сфер - здравоохранения, культуры, образования и науки. Фактически речь идет о том, чтобы россияне сами оплачивали все соцуслуги от роддома до могилы. Представление, что государству на этом удастся сэкономить, - иллюзия, поскольку у большинства россиян доходы остаются низкими.
Поэтому нужны не то чтобы реформы, а смена вектора экономполитики. Главный вопрос - как ускорить экономическую активность? Здесь надо отобрать несколько приоритетных направлений - например, инфраструктуру и несколько мегапроектов. Сюда хорошо вписываются планы по развитию БАМа и Транссиба. Это позволит переориентировать и диверсифицировать экспорт, что делать необходимо, поскольку надо готовиться к новым колебаниям нефтяных цен. Нужно создавать и новые высокотехнологичные производства - и для развития экономики, и для обеспечения людей современными рабочими местами. Сейчас многим просто некуда пойти, кроме как в финансы, ТЭК и торговлю.
Отличие нынешнего экономического кризиса от кризиса 2008-2009 годов в том, что он на 100 процентов рукотворный и даже во многом "домашний" - он никак не связан с турбулентностью мировой экономики. Многие наши партнеры на Западе и на Востоке сейчас демонстрируют экономический рост.
Повлияли на развитие кризиса как внешние, так и внутренние проблемы. Слишком мало делалось для того, чтобы оградить предпринимателей от бюрократического гнета. Сейчас для них ситуация осложняется еще и трудностью прогнозирования перспектив развития своего дела - колеблются курсы валют и инфляция. Проблему усиливают и санкции. Поэтому оптимистичные прогнозы на ближнюю перспективу дать сложно. Но главное, что нам нужно сейчас, - это четкое стратегическое планирование, целеполагание и выделение приоритетов в экономике, которые действительно можно и нужно активно финансировать.