В этом году Ночь музеев в Третьяковской галерее на Крымском валу обещает пройти с … Малевичем? Я о тэгах в Twitter - #Малевичснами #Ночь в квадрате…
Зельфира Трегулова: Главное событие этого года - 100-летие "Черного квадрата". Впервые Малевич показал его на Последней футуристической выставке картин "0.10". К этому юбилею мы готовим несколько интересных проектов, и первый представим в "Ночь музеев".
В холле первого этажа на Крымском валу Галина Солодовникова, замечательная театральная художница, дважды становившаяся лауреатом "Золотой маски", создаст "супрематическое" пространство. Кстати, впервые вход в наш музейный двор будет открыт со стороны набережной Москва-реки. Пока - на Ночь Музеев, а с шестого июня - уже постоянно. Свою интерпретацию экспериментов Малевича предложит Александра Лерой: она представит костюмы, созданные по мотивам постановок художников авангарда, а также хореографический перформанс с участием моделей в этих костюмах. Здесь же будет звучать авангардная музыка 1910-1920-х годов - с диджеем, историком и культурологом Константином Дудаковым-Кашуро.
А осенью мы открываем выставку графики из нашего собрания "Под знаком Малевича", которая должна дать представление о радикальных открытиях этого мастера.
В прошлом году масштабная выставка, посвященная Малевичу, была в Стеделик-музее в Амстердаме, где были представлены работы из Центра Помпиду, нью-йоркского МоМА, коллекции Костаки и музея современного искусства в Салониках, не говоря уж об амстердамском Фонде Харджиева…
Зельфира Трегулова: Это был крупный международный проект, показанный также в Художественном музее Бонна и галерее Тейт Модерн в Лондоне. Российские музеи, в частности Третьяковская галерея, Русский музей, также участвовали в нем.
Почему выставка такого уровня невозможна в России?
Зельфира Трегулова: Причин, как всегда, несколько. Одна из них - страховка. Поскольку аукционные цены на полотна Малевича бьют рекорды - в 2008 году, если не ошибаюсь, на Sotheby’s, его "Супрематическая абстракция" 1916 года была продана за 60 миллионов долларов, то бьют рекорды и суммы, которые запрашивают страховые компании.
Могу добавить, что сейчас большой проект, посвященный той самой знаменитой выставке "0.10", делает Фонд Бейлера в Базеле. В нем активнейшим образом участвует Третьяковская галерея и 15 региональных музеев России. Я знаю об этом не понаслышке, поскольку как директор РОСИЗО организовывала участие этих музеев в швейцарском проекте и работала с кураторами из Базеля.
Но, конечно, вопрос, почему главный юбилейный проект 2015 года, посвященный Малевичу и выставке "0.10", откроется в октябре в Базеле, а не Москве или Петербурге, для меня очень болезненный. При том, что я очень люблю потрясающий музей Фонда Бейлера и мне очень импонирует то, что делает его директор Сэм Келлер. Конечно, такой проект очень хотелось бы показать и в России.
Возвращаясь к "Ночи музеев"… Инсталляция и перформанс современных художников в качестве оммажа супрематистам - это все, что напомнит о Малевиче 16 мая?
Зельфира Трегулова: У зрителей всегда есть возможность увидеть в залах основной экспозиции на Крымском Валу "Черный квадрат", работу, которая для художника стала выходом "за нуль форм". Там же работы, вернувшиеся после участия в выставках в Амстердаме, Бонне, Лондоне. Плюс - архитектон Малевича. В свое время он был найден в запасниках ВХПО им. Вучетича. Тогда я как раз там работала и помню, как передавала его в Третьяковскую галерею реставраторам - картонную коробочку с гипсовыми фрагментами. Они были отреставрированы и собраны при участии Юрия Аввакумова, архитектора, хорошо знающего искусство русского авангарда.
Могу добавить, что с 16 мая можно будет воспользоваться экскурсионным маршрутом "Прогулка по Москве Казимира Малевича" (на платформе IZI.travel), загрузив его в свой планшет или смартфон.
Что для вас важно при представлении творчества Малевича зрителям: дать представление о супрематизме, показать его работы разных лет, влияние на мировое искусство?
Зельфира Трегулова: Главное, чтобы зрители поняли, что "Черный квадрат" - самое радикальное, самое главное произведение ХХ века не только в русском, но и мировом искусстве. И чтобы они испытали гордость за то, что этот прорыв, равный по значимости созданию теории относительности Эйнштейна в физике, совершен отечественным художником в России и впервые был представлен на выставке в Петрограде в декабре 1915 года.