Новости

18.05.2015 20:46
Рубрика: Культура

Паноптикон веселый и тревожный

В каннском конкурсе сменился лидер
В Канне солнце нещадно жарит, как в июле, но на фестивале погода меняется каждое утро. Еще вчера безусловным лидером гонки за призами считался фильм венгра Ласло Немеша "Сын Сола" (ему и теперь прочат парочку премий здесь и "Оскара" в придачу), а сегодня вперед резко вырвалась любовная драма Тодда Хейнса "Кэрол" - у нее в критическом рейтинге 3,5 балла из 4 возможных.

Думаю, это лучший фильм у небогатого шедеврами Хейнса. Он хорошо передает дух 50-х годов с их автомобилями, модами, прическами и шлягерами. Он великолепно сыгран, когда важны каждое движение ресниц героини, мимолетный взгляд, полуулыбка… События развиваются как в рапид-съемке: неспешно, подробно, а в масштабах двухчасового фильма, пожалуй, и монотонно.

Героини Кэйт Бланшетт и Руни Мары прощупывают характеры друг друга, сходятся, как по тонкому льду: бросят слово - тревожно ждут реакции. Они на опасной почве: в 50-х склонность к своему полу считалась преступной. И то, что составляет главное счастье жизни, - любовь, для Кэрол и встреченной ею в магазине Терезы оборачивается драмой.

Такие драмы столетиями ломали судьбы миллионов людей, и в сегодняшнем толерантном обществе они вызывают особое сочувствие. Шумный успех "Кэрол" был предсказуем уже до просмотра: тема равных прав для всех и каждого, независимо от ориентаций, по актуальности идет вровень с темой холокоста и даже ее опережает по градусу общественного сочувствия - ибо в отличие от холокоста далеко еще не ушла в прошлое. Два года назад в Канне была осыпана наградами французская лесбийская драма "Жизнь Адель", и только боязнь точного повторения недавней коллизии может помешать жюри дать главный приз тематически схожему фильму. А пока все жутко наэлектризованы, все высокое и вечное отлетело под напором животрепещущего вопроса: была ли лесбиянкой сама Кэйт Бланшетт, - и благородный парад художественных достижений современного кино мгновенно обернулся гротеском тараканьих бегов.

О высоком и вечном напомнил публике вечер, проведенный на пляже Круазетт перед огромным экраном у кромки моря, где в рамках программы "Каннская классика" режиссер Карен Шахназаров представил советский фильм "Иван Грозный" - обе серии сразу: в шум волн вплелись аккорды гениальной музыки Прокофьева. А в Российском павильоне вызвал горячие споры проект игрового фильма "Ленин". Сценарий написал Владимир Сорокин, что гарантирует: хоть это "байопик", очередной "ленинианы" ждать не нужно. Продюсер Елена Яцура уточнила: "Мы увидим Ленина с сегодняшних позиций, уже без наслоений ХХ века, который так и не смог переосмыслить сам себя. И попытаемся повести разговор о том, что было за явление, рассказать о нем новым поколениям с высоты сегодняшнего знания и сегодняшним языком. Конечно, эта фигура вызывает много споров, но не забудем, что Ленин оставил в наследство просвещенную страну, библиотеки, всеобщее образование и шансы всем людям жить интересно и содержательно. Мы постоянно слышим о том, что он разрушил страну. Но он не был автором ГУЛАГа, и это проще всего - найти одного козла отпущения за все, что произошло в России в ХХ веке. Задача фильма - перейти к более корректной полемике". Сейчас идут поиски зарубежных участников этого проекта, который, надеются его авторы, может стать достоянием международной аудитории.

Оригинальный фильм показал в фестивальной секции "короткого метра" российский художник и режиссер Валерий Переверзев - "Паноптикон: тюрьма на острове", философский этюд о тотальной "прозрачности" нашего мира. Автор картины апеллирует к многовековому опыту строительства тюрем разных стран и континентов, объединенных общим качеством: все просматривается насквозь, все под контролем. И логически завершает свое путешествие в современной Сети с ее фейсбуками и информацией, ставшей достоянием и обоюдоострым оружием любого смертного. Весело сделанный, но весьма зловещий фильм уже заинтересовал иностранных продюсеров, и на стенде Russian cinema было подписано соглашение о продолжении съемок хорроров уже на международном деловом поле. Кинокомпании Manifest Film (Россия) и Rebel Movies (Испания - США) договорились о совместной работе с участием голливудских звезд. И уже осенью в США начнутся съемки первого фильма "Злой" с актрисой Мишей Бартон ("Одинокие сердца") в главной роли.

О новых инициативах, грозящих утопить кинематограф, говорили в Российском павильоне на конференции, посвященной проблемам копродукции. Продюсеры Сергей Сельянов и Владислав Ряшин от имени Гильдии продюсеров и Ассоциации телекинопродюсеров России заявили протест в связи с назревающим законом о глобальных лицензиях в Интернете. Сельянов назвал будущий закон "разрушением рынка". "При этом к его обсуждению не привлекается никто из киноиндустрии, - подчеркнул Ряшин. - Вчера здесь, в Канне, мы рассказали об этой новости знаменитому актеру, режиссеру и продюсеру Владимиру Меньшову - даже он об этом не знал. Формально проект закона размещен для общественного обсуждения в Интернете, но когда наши юристы попытались представить там мнение продюсеров, сайт заблокировался. При этом там уже зафиксировано огромное количество голосов - "за". Все это звучит невероятно, но это происходит". Тревогу наших кинематографистов разделили их коллеги из Германии, Франции, США, Израиля: идея законопроекта противоречит международным нормам, ставит под сомнение сотрудничество в области копродукции и серьезно угрожает кинопроизводству в самой России.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 68-й Каннский кинофестиваль Гид-парк Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники