Новости

18.05.2015 21:55
Рубрика: Общество

Есть включение!

ЦУП скорректировал орбиту МКС со второй попытки
Нештатная ситуация с коррекцией орбиты МКС успешно разрешилась. Как рассказали "РГ" в Роскосмосе, в понедельник в 3 часа 30 минут были вновь включены двигатели космического грузовика "Прогресс М-26М", которые проработали 1922 секунды. В результате выполнения маневра средняя высота полета станции увеличилась на 2,8 км. Что и требовалось.

Напомним: при первой попытке в ночь на субботу двигатели "грузовика" не запустились. Впрочем, специалисты с самого начала не оценивали этот сбой как критический. По словам руководителя полета российского сегмента МКС Владимира Соловьева, комиссия практически сразу разобралась с причиной.

Поясним: коррекция орбиты необходима для нормальной посадки россиянина Антона Шкаплерова, первой итальянки-астронавта Саманты Кристофоретти и американца Терри Вертса, которые должны вернуться с МКС в начале июня. Их ждали еще 14 мая, но подвела авария с "Прогрессом М-27М". Госкомиссия, которая расследует это ЧП, рассматривает несколько версий разгерметизации баков носителя. В том числе сильные нагрузки при полете и производственный брак. Специалисты не скрывают: до конца пока так и не понятно, что конкретно произошло. Анализ параметров орбиты показывает, что две ступени ракеты отработали штатно. Сбой произошел на этапе работы третьей.

По неофициальным данным, уже установлено, что двигатели третьей ступени в нештатной ситуации с "Союзом-2.1а" не замешаны. Сейчас члены комиссии на предприятиях ракетно-космической отрасли изучают узлы и системы третьей ступени, проводят их проверку на стендах и моделируют нештатную ситуацию. Расследователи должны определить точную причину аварии "Прогресса" до 22 мая - такой срок назвал глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Не исключено, что вновь может сказаться "человеческий фактор". В декабре 2010 года в Тихий океан упали три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. Еще три "Глонасса-М" страна потеряла 2 июля 2013 года. Как говорил на "деловом завтраке" в "РГ" руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, непосредственная причина аварии 2013 года - неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был поставлен "с ног на голову". "Я сам смотрел: там даже есть паз специальный, чтобы исключить неправильную установку, - рассказывал Комаров. - Так что датчик, видимо, просто забили". Следственный комитет России обвинил контролера Центра имени Хруничева: не заметил ошибки при монтаже.

"Поменяли человека, взяли другого, сделали так, что теперь "забить" датчик невозможно?" - спросили Игоря Комарова журналисты. "Если вы думаете, что на этом все облегченно вздохнули, - конечно нет, - ответил он. - На примере центра Хруничева мы видели, что более десяти лет происходило ухудшение не просто финансового состояния отдельного предприятия - ухудшение системы управления". Приведу интересный пример: на одном из семинаров мы проводили тестирование. Главным был вопрос: от чего все проблемы в космической отрасли? Примерно 76 процентов руководителей ответили: в системе управления".

Роскосмос сегодня не замалчивает ни нюансы расследования, ни проблемы. И такая политика открытости космического ведомства очень важна, особенно сейчас. История учит: небылицы и домыслы рождаются именно там, где нет объективной информации. Но тогда история уже мало чему может научить.

Общество Космос Правительство "Роскосмос"