Неплательщики алиментов не будут компенсировать моральный вред

Верховный суд России разъяснил, что с неплательщиков алиментов нельзя взыскивать компенсацию морального вреда. Закон не позволяет. Понятно, что дети и бывшие жены страдают без папиных денег, однако вздохи к делу не пришьешь.

С папы-должника можно требовать только что-то материальное. Например, неустойку. Подробности, как рассчитывать алименты, Верховный суд России прояснил в специальном обзоре судебной практики. Документ детально разъясняет, как, например, высчитывать неустойку, если алиментщик неприлично запаздывает с платежами. Зато компенсацию морального вреда с отца-беглеца не взыщешь. Как пояснил Верховный суд, компенсация морального вреда за невыплату алиментов Семейным кодексом не предусмотрена.

Алиментные платежи можно назначить, как в процентном отношении к зарплате, так и в твердой сумме. Бывает, что официальная получка у человека невелика, но деньги у него есть, и поделиться ими с ребенком его прямой долг. Суду же здесь важно не ошибиться, когда лучше брать с алиментщика процент, а когда - конкретную сумму.

"Как обычно, обобщенный анализ судебной практики был дан для обеспечения ее единообразия, но, в то же время, содержит несколько принципиальных рекомендаций для судов и участников процесса, - рассказывает адвокат Виктория Пашкова. - Например, если представленные ответчиком сведения о его ежемесячном доходе не соответствуют его действительным регулярным расходам, суд, руководствуясь принципом максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня жизни, вправе взыскать с ответчика алименты в твердой денежной сумме. Таким образом, наличие у ответчика постоянной работы не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с такого лица алиментов в твердой денежной сумме".

Когда у папы помимо постоянной работы есть и какие-то побочные заработки, бывшие жены часто просят установить не процент от зарплаты, которая официально часто мизер, а назначить твердую сумму. Скажем, 10 тысяч рублей, 20 тысяч, 100 тысяч и так далее.

Отцы, в свою очередь, возражают и просят отрезать лишь определенный процент от зарплаты, им так спокойней. Естественно, суду приходится решать непростой вопрос: как быть.

Как сказано в обзоре, в основном, если в ходе разбирательства у ответчика обнаруживался какой-то постоянный источник дохода, "суды определяли размер алиментов только в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу". Нельзя сказать, что это совсем неправильно. Но и слепо следовать такому принципу нельзя. Верховный суд заявил: "судам необходимо иметь в виду, что наличие у ответчика постоянной работы не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с такого лица алиментов в твердой денежной сумме".

В качестве примера в обзоре приведено дело из Санкт-Петербурга, где суд обязал некоего гражданина платить алименты в размере одной четвертой зарплаты. При этом официальная получка составляла четыре тысячи рублей, с нее и брали четверть. Нетрудно вычислить, что получается очень мало.
Однако президиум Санкт-Петербургского городского суда выяснил, что ответчик явно жил не на одну зарплату. Иначе как бы он смог выплачивать кредит, который на нем висел. Ежемесячные платежи значительно превышали размер официальной получки, тем не менее, гражданин платил банку без задержки, при этом не голодал, не побирался. Отсюда вывод: деньги у него есть.

Поняв это, президиум Санкт-Петербургского городского суда отменил старое решение, и взыскал алименты размере 5802 рублей 50 копеек ежемесячно, что соответствовало одному прожиточному минимуму для детей в Северной столице.

Другой пример взят из Ярославля. Там ответчик работал заместителем директора по строительству в некоей компании. Официальный заработок составлял 14,5 тысячи рублей в месяц. Однако только в счет погашения кредита ответчик каждый месяц вносил 18 тысяч рублей. Когда бывшая жена попыталась взыскать с него твердую сумму, а не процент от маленькой получки, суды поначалу отказали, так как ответчик заявил, мол, деньги на платежи по кредиту дает организация на условиях беспроцентного займа. То есть влезает в долги, чтобы отдать долги.

Однако, как указал президиум Ярославского областного суда, нижестоящие инстанции фактически поверили на слово ответчику, а это в данном случае неправильно. Он должен доказать, что все так, как говорит. "В силу статьи 56 ГПК РФ именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства в обоснование своих возражений", говорится в обзоре.

Еще один важный момент. Неплательщики алиментов часто объясняют свое поведение тем, что бывшая жена, мол, тратит на себя, и их это раздражает. Иногда они правы, иногда нет. В любом случае очень важно, чтобы деньги доходили именно до ребенка.

В таких ситуациях отец может написать ходатайство, чтобы часть алиментов - не более 50 процентов - перечислялась на счет в банке, открытый на имя ребенка. Как пояснил Верховный суд страны, принятие такого решения возможно, в частности, "в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка". Но, естественно, сначала придется убедиться, что алименты уходят не ребенку, а, скажем, на СПА маме. Если она действительно мот, суд разрешит переводить часть денег напрямую на детский счет.

Также родителям будет небезынтересно узнать, что, даже если ребенок какое-то время погостит у папы, это не освобождает отца от алиментов. "Временное нахождение ребенка с родителем, обязанным уплачивать на него алименты, например, в период летних каникул не является основанием для освобождения должника от уплаты задолженности по алиментам", говорит Виктория Пашкова. Общение это одно, а деньги совсем другое. Когда ребенок рядом, это драгоценное время, отец должен радоваться тому, а не считать копейки и требовать скидки по алиментам. Нехорошо это.

В целом, данные судебной статистики свидетельствуют, что на протяжении последних трех лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Правда, без резких скачков. Так, если в 2012 году судами и мировыми судьями окончено производством 318 763 дела, то в 2013 году - 323 601 дело, а в 2014 году - 328 714 дел.

"Процент удовлетворения требований о взыскании алиментов на детей с 2012 года по 2014 год остается стабильным и составляет 99 процента от числа этих дел, оконченных с вынесением решения (судебного приказа)", говорится в документе. Иными словами, зря, как правило, не просят. Если иск подан, значит есть веские причины.

Любопытно, что при этом число злостных алиментщиков падает: об этом в последнее время неоднократно рапортовали судебные приставы. Получается, если счет уже выписан, люди, как правило, предпочитают платить. Главное - разобраться, кто кому сколько должен.