19.05.2015 00:40
    Поделиться

    В строительстве снизилась стоимость бюрократических процедур

    Сметены почти все бюрократические барьеры
    Менее чем за три года в России удалось значительно снизить сроки, число и стоимость ключевых бюрократических процедур, с которыми сталкивается бизнес. С 2012 года сокращено в два раза (до пяти) их количество при подключении к электросетям, а срок подключения уменьшился с 281 до 179 дней, его стоимость упала почти в шесть раз.

    Примерно в том же масштабе, что и с электросетями, удалось продвинуться с получением разрешения на строительство - едва ли не самым запутанным бюрократическим узлом, прямо завязанным на доступности жилья. Здесь количество процедур сократилось с 40 до 21, их стоимость снизилась более чем в два раза, срок получения разрешения в итоге уменьшился с 422 до 240 дней.

    Такие промежуточные итоги подвели в правительстве, оценивая, как выполняется майский указ президента 2012 года о долгосрочной экономической политике. Под него было принято 11 "дорожных карт" с конкретными планами действий, которые включают 600 мероприятий. Для исполнения указа правительству было дано 28 поручений, из которых уже 17 выполнены, а 11 находятся в стадии исполнения.

    Указ поставил перед правительством цель обеспечить дрейф России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-го места, на котором страна находилась в 2011 году, до 50-го в 2015 году и до 20-й строчки - в 2018 году. По итогам прошлого года Россия находится на 62-м месте, непрерывно улучшая свои позиции в последние несколько лет. Иначе говоря, в России уже не так страшно начинать свое дело, как раньше.

    Среди других задач, поставленных указом, создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Рост объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году. Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. Подъем производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Среди окончательно выполненных в прошлом году поручений - существенное сокращение сроков процедур и их стоимости в строительстве, подключении к электросетям, налоговом и таможенном администрировании.

    В сфере таможенного администрирования время на экспорт сократилось с 36 до 21 дня, на импорт - с 36 до 19 дней, в 1,3 раза снизились издержки. Более чем в полтора раза сократилось время на подготовку налоговой отчетности.

    Отношения с налоговыми инспекциями стали значительно проще, подтверждает Дмитрий Курманов, исполнительный директор компании, специализирующейся на услугах для бизнеса. Вся налоговая отчетность, по каждой сделке, по каждому контрагенту теперь существует полностью в электронном виде и за несколько кликов доступна и налогоплательщику и Федеральной налоговой службе. А значит, можно быстро проводить сверки и выявлять расхождения, если возникают претензии фирмы к налоговой службе или налоговиков к фирме.

    Это лишь несколько направлений майского указа. Вообще, по всем этим сферам есть реальный положительный эффект, говорит вице-президент "Деловой России", первый зампред комиссии по вопросам инвестиционного климата Общественной палаты Николай Остарков. Но принципиального скачка не произошло, многие процедуры еще находятся в стадии законодательного оформления, а какие-то изменения еще не вступили в силу.

    Из важнейших мер сделано 30-40%, а процентов 60 - сейчас на уровне законопроектов в Госдуме, рассказал "РГ" Андрей Никитин, гендиректор Агентства стратегических инициатив, которое и разработало "дорожные карты". Эти законопроекты будут приняты частью в эту сессию Госдумы, частью в осеннюю, а эффект от их вступления в силу, как обычно, проявится через полгода-год. Так что к концу 2015 года мы увидим, что в итоге дала бизнесу реализация майского указа 2012 года и "дорожных карт".

    Все ведомства включились в работу, а аппарат правительства не дает никому уклониться от исполнения "дорожных карт", говорит Никитин. Вся работа по упрощению процедур ведения бизнеса идет через преодоление сопротивления ведомств, утверждает Николай Остарков. Из них, по его наблюдениям, пожалуй, только Федеральная налоговая служба проявляет инициативу и сама ищет, как упростить жизнь налогоплательщикам.

    Пока же ведомства больше борются за сохранение полномочий, и это естественно, поскольку сокращение контрольных функций означает для них движение к самоликвидации. А им нужно учиться работать в проектном режиме: сделал дело, запустил его, а дальше ему бюрократическая опека уже не нужна. "У нас же продолжается борьба за ставки, за бюджет, более того, ведомства готовы сокращать зарплаты, лишь бы сохранять свой штат", - сокрушается Остарков.

    Ряд пунктов "дорожных карт" выполняются с задержками или в неполном объеме, рассказал "РГ" директор центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза" Николай Николаев. И реальная ситуация нередко отличается от того, что написано в официальных отчетах. Последний экспертный опрос этого центра показал, что более 60 процентов респондентов не заметили изменений в процедурах подключения компаний к электроэнергии и не ощутили снижения нагрузки по ведению бухгалтерского и налогового учета, около 40 процентов не заметили изменений в процедуре получения разрешения на строительство.

    "Дорожные карты" не решают всех проблем бизнеса, но показывают пример, как их надо решать, считает гендиректор АСИ. Ключевая новация в том, что все законопроекты по ним согласуются с бизнесом. Без положительного заключения рабочей группы АСИ правительство законопроект у ведомства не примет. В этом их сила. А законы о бизнесе, подготовленные без его участия, пусть и названные чиновниками модным словом "дорожные карты", далеко не всегда попадают в цель, показывает практика.

    Справка "РГ"

    7 мая 2012 года президент РФ Владимир Путин утвердил 11 программных указов по всем важнейшим сферам госуправления - экономике, социальной и демографической политике, здравоохранению, образованию и науке, ЖКХ, системе государственного управления, межнациональным отношениям, армии и ОПК, внешней политике.

    Всего в указах содержится 218 поручений правительству, из них к этому моменту правительство должно было выполнить 168 поручений. В реальности выполнено и снято с контроля 137 поручений - 81,5 процента.

    81 поручение находится на стадии выполнения. Сроки исполнения по ним в основном наступят в 2016-2020 годах (43 поручения). В этом году должно быть завершено исполнение 19 поручений. Столько же поручений переведены в "длящийся режим", то есть они находятся на постоянном контроле, и ведомства отчитываются по ним раз в три месяца или раз в полгода-год.

    Поделиться