Эти законы изменили положения более 40 других законов, а для их реализации должно быть разработано еще несколько десятков подзаконных актов. О новеллах федерального законодательства, которые касаются паспортизации отходов, их утилизации и захоронения, "РГБ" рассказала начальник управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Наталья Соколова.
- Что за нововведения ждут предприятия?
- Положенный в основу новой системы экологического нормирования принцип наилучших доступных технологий (НДТ) уже многие годы эффективно реализуется за рубежом, поскольку позволяет отказаться от практики контроля загрязнения на конце трубы и перейти к его предотвращению у источника образования, то есть в процессе производства продукции. Модернизация производства должна будет проводиться в соответствии с программой повышения экологической эффективности. При этом максимальный срок реализации таких программ - 14 лет. Для экономического стимулирования экологической модернизации предприятий и осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду вводится ряд налоговых льгот и льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, будет производиться зачет затрат на меры по снижению негативного воздействия и внедрение НДТ в счет обязательных экологических платежей. Предусмотрено возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Для оборудования с применением НДТ будет введен дополнительный коэффициент амортизации "2". Кроме того, будет определен перечень природоохранных мероприятий, к которым будут применяться льготы. А в качестве экономических санкций к предприятиям, которые не принимают должных мер по снижению загрязнения окружающей среды, предусмотрено увеличение коэффициентов к ставкам платы за сверхнормативное воздействие.
- Распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 2674-р утвержден перечень областей применения НДТ. Кто в него вошел и почему?
- Согласно перечню к областям применения НДТ относятся, в частности: захоронение отходов производства и потребления, обращение с вскрышными и вмещающими горными породами. С нынешнего года ранжирование предприятий по значимости воздействия на окружающую среду предполагается по четырем категориям. К ним будут применяться пропорциональные меры госрегулирования. Причем объекту одна из четырех категорий присваивается при постановке на государственный учет.
Определены сроки, в течение которых нужно поставить на учет эксплуатируемые объекты. Для тех, кто начал эксплуатировать объект после 1 января 2015 года, - в течение полугода со дня эксплуатации. Те же объекты, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2015 года, - в срок до 1 января 2017 года. Законом предусмотрена замена действующих сегодня трех разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов. Для объектов III категории - представлением отчетности об уровнях или объемах воздействия. Для объектов II категории - представлением декларации о воздействии на окружающую среду, для объектов I категории - одним комплексным экологическим разрешением, выдаваемым на принципах НДТ. В отношении объектов IV категории меры госрегулирования применяться не будут, за исключением внеплановых проверок. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, будут освобождены от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
- Какие финансовые нововведения ждут предпринимателей, занимающихся утилизацией отходов, в недалеком будущем?
- С 1 января 2016 года юрлица и ИП, работающие на объектах IV категории, будут освобождены от оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Платить за размещение отходов обязано лицо, при осуществлении которым хозяйственной или иной деятельности и образовались отходы производства и потребления. Кроме того, изменится отчетный период, за который исчисляется и вносится плата. С 1 января 2016 года она будет исчисляться и вноситься за год до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом, впервые плата за возможные негативные последствия в соответствии с новым порядком должна быть внесена до 1 марта 2017 года. При этом в течение всего 2016 года бизнес не должен ежеквартально вносить плату, как это делается сейчас.
- А какие новые механизмы государственного регулирования предусматривает 458-ФЗ?
- С 1 июля 2015 года лицензированию будет подлежать не только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, но и по сбору, транспортировке, обработке, утилизации. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу 458-ФЗ, будут действовать до 30 июня 2015 года. Минприроды разработан проект закона о внесении изменений в эту норму с переносом срока на 1 октября 2015 года.
- С 1 января 2016 года в каждом регионе будут определены один или несколько операторов, отвечающих за судьбу отходов. О чем речь?
- Выбирать оператора будут по конкурсу, это относится к компетенции исполнительной власти субъекта, так же как и контроль за деятельностью оператора. Последний наделяется статусом на срок не менее 10 лет. Наделить компанию статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами. Пока такие требования не приняты.
Услуги по обращению с отходами операторы будут оказывать на основании публичных договоров. Появится новый вид коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами, которую будут предоставлять региональные операторы. Оператор будет не в праве отказать в заключении такого договора, если места накопления отходов расположены в зоне его деятельности. Расходы региональных операторов по внесению платы за негативное воздействие в части размещения отходов, принимаемых по договорам, будут закладываться операторами в тариф. Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на их сбор и вывоз, будут действовать до заключения договора с региональным оператором.
- К чему приведет введение ответственности производителя и импортера товара за утилизацию отходов?
- Речь идет об отходах, которые образуются в результате потребления товаров. Это решение позволит сократить объемы захоронения отходов и увеличить объемы утилизации полезных фракций, таких как бумага, полимеры, стекло, металл. Перечень товаров под утилизацию, а также ее нормативы утверждаются правительством РФ и могут пересматриваться раз в три года. При том что производитель и импортер товаров обязаны утилизировать отходы, которые образуются в результате потребления этих товаров. Норматив их утилизации будет снижен, если упаковка таких товаров произведена из биоразлагаемых материалов. Если производитель или импортер не обеспечивают выполнение установленных нормативов утилизации, они будут вынуждены платить экологический сбор в бюджет. Средства пойдут на выполнение госпрограмм в виде субсидий регионам. В том числе на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуги по обращению с отходами, выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов.
- С 1 июля 2016 года бизнесу потребуется подтвержденный сертификат профподготовки. Кого это касается?
- Прежде всего тех, кто будет работать с отходами с I по IV класс опасности. Порядок профподготовки установит минобрнауки по согласованию с минприроды. Еще через год будет наложен запрет на захоронение полезных компонентов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот. И в ближайшее время будет создана единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров, что сделает деятельность импортеров и производителей товаров максимально прозрачной. В качестве меры экономического стимулирования при обращении с отходами установлены понижающие коэффициенты к экологическим платежам (ПНВОС) от 0,33 до 0,67 для отходов, образовавшихся в результате обезвреживания отходов с более высоким классом опасности. А также начнет применяться нулевой коэффициент для отходов V класса опасности добывающей промышленности, размещенных посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова.
- С 1 августа прошлого года Росприроднадзор занимается Государственным кадастром отходов. Как продвигается работа?
- Кадастр состоит из трех частей - федерального классификационного каталога отходов (ФККО), банка данных об отходах, технологиях их использования и обезвреживания, а также государственного реестра размещения отходов (ГРОРО). В ФККО с 2014 года входит 791 вид отходов, в ближайшее время будет добавлено еще свыше 150 видов отходов. Соответствующий приказ Росприроднадзора уже подписан и направлен на регистрацию в минюст.
Из нового ФККО, по сравнению со старым ФККО 2002 года, исключены все виды биологических и медицинских отходов, так как Росприроднадзор не регулирует деятельность с этими видами отходов уже с 2009 года. Мы планируем в год несколько раз пополнять каталог благодаря совместной деятельности наших территориальных органов и предприятий, которые будут осуществлять паспортизацию отходов.
Банк данных об отходах и технологиях будет пополняться за счет заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), а также информации, добровольно представляемой собственниками и разработчиками технологий. ГЭЭ подлежат объекты, связанные с проектированием строительства или реконструкции объектов по размещению и обезвреживанию отходов с I по V класс опасности. Автоматически получая положительное заключение, такие объекты будут включаться в банк данных.
Кроме того, экологической экспертизе подлежат новые техники и технологии оборудования, которые могут оказывать негативное действие на окружающую среду. Также при наличии положительного заключения техника и технологии будут включаться в реестр.
Кстати, с 1 июля 2015 года будут подлежать федеральной ГЭЭ также проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности.
А с 1 января 2018 года вступает в силу норма об обязательной ГЭЭ проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения.
Второй блок, который будет формировать банк данных - добровольно предоставляемая информация самими природопользователями, организациями, которые эксплуатируют оборудование. Органы Росприроднадзора имеют соответствующие разделы на своих сайтах. Центральный аппарат все это аккумулирует. Подробности также можно узнать в Государственном кадастре отходов.
- Наибольшее количество вопросов вызывает третий блок - Реестр объектов размещения отходов.
- Здесь мало наличия самого объекта для его включения в реестр. Он должен обязательно соответствовать природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Сегодня процедура такова. Информация об инвентаризации объекта поступает в территориальный орган Росприроднадзора (их сейчас 80 по всей стране) и там обобщается. Если все необходимые документы представлены, то характеристика перенаправляется в центральный аппарат Росприроднадзора. И мы уже рассматриваем возможность или невозможность включения этого объекта в Реестр.
На всю процедуру уходит в общей сложности до 25 дней. Таким образом, каждый месяц выпускается новый приказ Росприроднадзора о пополнении Реестра или об исключении из него объектов.