Для привлечения на территорию страны прямых инвестиций и венчурного капитала самую важную роль играет уровень защиты прав на интеллектуальную собственность (ИС). Чем строже требования режима прав на ИС, тем выше инвестиционная привлекательность.
В России инновационный путь развития фармацевтической отрасли выбран государством, закреплен основными стратегическими документами на долгосрочную перспективу и должен быть сохранен даже в нынешних экономических условиях - в этом, я думаю, единодушно все профессиональное сообщество. Объединяя знания входящих в нее компаний, AIPM последовательно выступает партнером государства в деле внедрения инноваций. Только за последние годы суммарный объем инвестиций превысил 2 млрд долл. Это и строительство новых современных заводов, и многочисленные совместные проекты с отечественными производителями и партнерами, в том числе передача российской стороне новейших технологий, и научные разработки, и международные клинические исследования. Эти вложения влекут за собой развитие кадрового потенциала страны, а также отражаются в повышении доступности для населения не только современных лекарств, но и наиболее передовых способов лечения в целом.
Государство поддерживает инициативы индустрии, особенно это заметно на региональном уровне. Практически все инвесторы отмечают высокую степень открытости по отношению к ним в субъектах Федерации. Однако время от времени появляются инициативы, которые способны поставить под угрозу планомерную реализацию инвестиционных проектов. Так, поправками в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено сокращение шестилетнего периода защиты данных доклинических и клинических исследований, что отличается от международных правил, принятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО.
Еще более тревожной выглядит обсуждаемая в последнее время идея разрешить параллельный импорт в отношении лекарственных средств и медицинских изделий наряду с автозапчастями, косметической продукцией и т.д. При этом ее инициаторы не принимают во внимание множество факторов, которые напрямую отразятся на рынке лекарственных средств и пациентах. Если производитель потеряет контроль над распространением своей продукции, то кто вместо него возьмет на себя ответственность за ее качество? Возрастут риски появления контрафакта, усложнится фармаконадзор. Обо всех этих рисках не раз предупреждали как профессиональное медицинское и фармацевтическое, так и пациентское сообщества.
Обсуждается и использование механизма принудительной лицензии в отношении отдельных фармацевтических производителей, хотя подобная политика характерна в основном для стран "третьего мира", да и то лишь в исключительных случаях.
Словом, регуляторы иногда посылают индустрии противоречивые сигналы, с одной стороны, приглашая инвесторов активнее реализовывать свои инвестиционные проекты, а с другой - ограничивая права инвесторов и возможности для гармоничного развития бизнеса. Идеальным выглядит более гармонизированный подход к регулированию фармрынка, стремящийся к балансу интересов и государства, и бизнеса: ориентация на стимулирование инноваций, использование лучших международных практик, готовность регулятора брать на себя функцию своеобразного мостика между фармацевтическим сообществом, которое представляет обществу свои новейшие достижения, и пациентами.
Мы верим, что в России мы все же придем к такому варианту партнерства между бизнесом и властью, которое позволит гарантировать обществу качественно новый уровень лекарственного обеспечения. Деловое фармацевтическое сообщество выступает за партнерство в рамках реализации ключевых государственных программ при сохранении их приоритетов даже в условиях сегодняшней экономической нестабильности и готово предложить государству гибкий подход к решению этих задач.