Трехдневная деловая программа содержит много разноплановых мероприятий, но в фокусе внимания, конечно, проблемы импортозамещения. И в смысле возрождения отечественного судпрома как самодостаточной отрасли, и по отдельным, особо горячим позициям - например, создание двигателей (взамен украинских) для строящихся в Калининграде фрегатов. Да и в ответ на ситуацию с "Мистралями", застрявшими во Франции, нашим кораблестроителям нельзя не отреагировать.
Георгий Анцев на правах генерального конструктора и генерального директора концерна морских информационно-управляющих систем "Агат" с этой целью призвал коллег объединяться. Но не столько путем создания вертикально интегрированных структур, сколько технологически. То есть объединять в аванпроекты свои лучшие технологические наработки, чтобы на выходе получать продукцию совершенно нового качества - востребованную заказчиком и конкурентоспособную на рынке.
На схожих позициях стоят и руководители Крыловского государственного научного центра (бывший ЦНИИ им. Крылова, Санкт-Петербург), где удалось недавно побывать и увидеть воочию то новое, что рождается в кооперации сохранившейся здесь отраслевой науки и продвинутого производства.
"РГ" уже рассказывала о разработанной в Крыловском центре концептуальной модели новейшего российского авианосца, а его экспортно ориентированный вариант мы даже представили читателям. На форуме МИР-2015 в Москве модели военных кораблей не демонстрируются, акцент сделан исключительно на гражданские проекты - ледоколы, сухогрузы, танкеры-бункеровщики, морозильные траулеры, буровые платформы, портовые буксиры и пассажирские суда речного и смешанного - река-море - классов.
Но и к их созданию, особенно имея прицел на дорогостоящие проекты в Арктике, надо подходить с рациональных позиций, считает советник генерального директора ФГУП "Крыловский научный центр" Валерий Половинкин: "Каждый такой корабль, судно, буровая платформа стоят больших денег, и государство не имеет права их разбазаривать. Одно из самых правильных направлений, если вы каждое решение, даже проектное, предваряете этапом концептуального проектирования".
В Крыловском центре все возможности для этого есть. Тут проходили проверку на жизнеспособность едва ли не все новые корабли, создававшиеся в СССР и России - от первой подлодки "Дельфин" до самых последних, еще не реализованных в металле атомоходов. В том числе и те, что представлены в виде моделей в экспозиции Объединенной судостроительной корпорации.
Нынче их девятнадцать, а на правах флагмана, конечно, атомный ледокол ЛК-60, который строится на верфях "Балтийского завода-Судостроение". Это судно станет крупнейшим в мире в своем классе. Рядом представлены судно-бункеровщик и танкер "Михаил Ульянов" (проекты Северного ПКБ), современный дизель-электрический ледокол (три таких строятся на Выборгском СРЗ в Ленинградской области и еще по трем уже определились заказчики), катера, буксиры, а также различные типы буровых платформ для добычи нефти и газа.
Досье "РГ"
Заглавную роль в организации нынешнего форума сыграла Объединенная судостроительная корпорация. Созданная по указу президента РФ в 2007 году, она консолидировала почти 80 процентов отечественного судостроительного комплекса и объединяет сегодня около 60 предприятий и организаций - основные судостроительные и судоремонтные верфи, а также ведущие проектно-конструкторские бюро. Российский рынок - основной для ОСК, но при этом она экспортирует свою продукцию (главным образом по линии военно-технического сотрудничества) в 20 стран мира.