Речь идет, прежде всего, о конфискации имущества у самого коррупционера. А потом о возможности через суд заставить его близких доказать, откуда дворцы и яхты и заплачены ли с них налоги. И если с доказательствами плохо, то добро заберут. Нилов подчеркивает, никакой уголовной ответственности для ближайшего окружения пока не будет.
Судя по законопроекту, под такие конфискации попадут, если так можно выразиться, самые "распространенные" преступления: создание банды или участие в ней, фальсификация материалов уголовного дела и обвинение заведомо невиновных, наркотики, контрабанда, растрата, взятка, легализация незаконно нажитого, покупка или продажа имущества, заведомо добытого преступлением, проституция и все виды мошенничества. Сроки для таких осужденных вырастут, и предлагать за подобное условные сроки станет невозможно.
Автор законопроекта говорит о создании механизма проверки законности происхождения имущества у самого фигуранта уголовного дела и его родственников. В список проверяемых попадают родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры. А также "иные лица", близкие коррупционеру. По мнению Нилова, должен появиться специальный орган исполнительной власти, который будет ответственен за проверку того, чем владеют родные осужденного. И если у них найдутся деньги, дворцы, яхты и прочие ценности и они не могут объяснить законность их приобретения, то все это имущество должно быть изъято. Генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры должны просить суд об обращении имущества в доход страны. В Госдуме разрабатывается еще одна похожая инициатива. Это законопроект, по которому родственников обвиняемых по коррупционным статьям могут начать проверять на законность происхождения их имущества. Об этом заявил один из разработчиков инициативы, зампред думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.