Новости

В Музее современного искусства учатся понимать слепоглухих
Небольшой зал полон огромных резиновых шаров, чтобы пройти по нему, их надо раздвигать - руками, корпусом, протискиваться между ними, чтобы снова натыкаться на темные массы. В таких образах художник Протей Темен увидел то, что окружает в жизни людей, невидящих и не слышащих.

- Мир слепоглухого заканчивается кончиками пальцев его вытянутой руки, - говорит куратор Оксана Бондаренко. - Мы хотели, чтобы зрячий человек почувствовал то же самое, понял, как это - идти по жизни, постоянно сталкиваясь с границами своего мира.

"Трогательное искусство" - так называется проект, организованный ММОМА и Фондом поддержки слепоглухих "Со-единение" - это продолжение прошлогоднего спектакля "Прикасаемые" в Театре Наций. Тогда впервые на одну сцену вышли актеры "зрячеслышащие" (это термин) и слепоглухие и выставка начинается с видео, запечатлевшего, как люди из разных миров общаются, репетируют и просто танцуют вальс. Но организаторы выставки посчитали, что и зрячие должны дотронуться до другого мира - с помощью современных художников.

"Тихо. Иногда в тишине шум, визг, звон. Это - глухота... Иногда вспышками желтый свет, молнии, смазанные красные пятна... Это - слепота". Так описывает свой мир слепоглухой человек, и мы поднимаемся в залы вдоль желто-красных стен с натянутыми между ними светящимися проводами-"нервами". И попадаем - в запах свежей травы. Именно его чаще всего вспоминают люди, у которых ушли зрение и слух, а еще - синее небо с облаками, море, рассветы, солнце в окне, шум поезда...

Из этого ассоциативного ряда, собранного в беседах со слепоглухими, и выстраивали в затемненном зале видеоинсталляцию художники Мария Ястребова и Ден Мантров. Воспоминания связаны тут в одной видеолинейке, слова обращены в кружащиеся образы, а вместе все смотрится как художественный фильм прошлого века. Чтобы это не выглядело хроникой пикирующего сознания, "проходило" через зрителя - тут же трюмо, и в нем твое отражение на фоне видеовоспоминаний. И можно представить себя одним из тех, кто все это описал, и попробуй понять, что он чувствует.

Эта выставка уникально конкретна, каждая инсталляция основана на переживаниях реальных людей, переосмысленных художниками, чтобы стать понятными нам. После зала с шарами мы оказываемся под невидящими взглядами детей на видеокартинках (художники снимали учащихся Дома для слабовидящих), из динамиков текут рассказы о том, что они чувствовали, теряя зрение и слух. А на другой стене то, чему эти дети должны научиться: пальцы, складывающиеся в "буквы" дактиля, языка слепоглухих. И это потрясающе зримо: глазами должны стать руки, обученные "трогательно" понимать.

Дактилю можем поучиться и мы: на выставке проходят занятия по языку прикосновений, а слепоглухие посетители участвуют в музыкальных мастер-классах и спектаклях театра пластики рук. Взаимопроникновение миров продолжается.