Поделиться

    Нижегородские ученые приступили к всестороннему изучению Волги

    Впервые на нижегородской акватории Волги проходит экспедиция "Плавучий университет Волжского бассейна".

    Она организована в рамках 17-го Международного научно-промышленного форума "Великие реки". В изучении процессов, происходящих в реке и водохранилище Нижегородской ГЭС, принимают участие ведущие ученые России, а также аспиранты и студенты многих вузов страны, прежде всего - нижегородских.

    Исследования проводятся на семи судах, накануне в Горьковское море вышли два из них. На теплоходе "Петр Андрианов" участники экспедиции провели круглые столы и обменялись мнениями по поводу дальнейшего "обустройства" Волги, а также осуществили отбор проб воды из разных участков водохранилища для последующего анализа. А на небольшом тримаране "Геофизик", принадлежащем Институту прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН), молодые ученые изучали особенности подавления ветровых волн корабельным следом.

    - Это нужно, чтобы "научить” приборы наблюдения отличать подавление ветровых волн, вызванное ходом судна, от снижения волнения, ставшего следствием разлива нефтепродуктов, - объяснил "РГ" Станислав Ермаков, заведующий отделом радиофизических методов гидрофизики ИПФ РАН, доктор физико-математических наук. - Сейчас акватории рек и морей контролируются спутниковыми и прочими средствами мониторинга. Так что о любом (даже незначительном) сбросе в воду отработанного масла можно узнать по снижению волнения в этом месте - масляная пленка словно мембрана "выглаживает” волны. Но дистанционная диагностика иногда дает ложные сигналы тревоги - спутник не всегда способен отличить корабельный след от нефтяного пятна. Поэтому сегодняшнее исследование важно с точки зрения выработки грамотного алгоритма  мониторинга. Обычно мы начинаем исследования в июне, но сейчас "Великие реки" подтолкнули нас выйти в море раньше обычного срока.

    Кстати, в предыдущие годы гидрофизикам для работы приходилось арендовать сторонние суда, нынче необходимость в этом отпала. "Геофизик" - это, по сути, плавучая лаборатория, оборудованная различными приборами и аппаратурой для комплексного исследования Горьковского моря.

    - На судне установлено многофункциональное оборудование, позволяющее изучать акваторию по очень многим параметрам, - говорит разработчик конструкции тримарана и его капитан Александр Мольков. - С помощью наших приборов мы можем узнать, например, скорость течения в тех или иных местах водохранилища, получить гидрооптические и температурные характеристики воды на различных глубинах.

    Как объясняют гидрофизики, разность температур воды на различных глубинах влияет на процессы турбулентности и конвекции на том или ином участке водохранилища. Проще говоря, наблюдение за этими процессами помогает понять принципы перемешивания воды в Горьковском море.

    Пока зона исследования "Геофизика" - акватория Горьковского моря от плотины до Чкаловска. Но в планах экипажа, как говорит Александр Мольков, - дойти до Юрьевца и выше.

    Беда практически всех водоемов с неинтенсивным течением - сине-зеленые водоросли. Водохранилище Нижегородской ГЭС - не исключение. И хотя эта проблема носит скорее экологический, нежели гидрофизический характер, ученые ИПФ РАН планируют вместе с биологами Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ) провести исследование фитопланктона в водохранилище Чебоксарской ГЭС.

    - Мы хотим понять, как влияют сине-зеленые водоросли на гидродинамические процессы в реке и на ее поверхности, - объясняет интерес гидрофизиков к планктону Станислав Ермаков.

    Справка "РГ"

    Экспедиция "Плавучий университет Волжского бассейна" проводится с учетом имеющегося в России опыта организации экспедиций "Арктического плавучего университета" и "Дальневосточного плавучего университета". В ней принимают участие сотрудники Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО, Волжского государственного университета водного транспорта, ННГУ, ИПФ РАН и других научных центров. Всего - порядка 60 человек.

    Поделиться