Почему ставропольские аграрии вынуждены вечно платить штрафы

После вступления в силу федерального закона "О специальной оценке условий труда", регламентировавшего рабочие нормативы для аграриев, а также стандарты для всей эксплуатируемой ими техники, больше половины персонала предприятий и весь технический парк не могут пройти аттестацию.

- В нашем хозяйстве из 300 рабочих порядка 100 по новым санитарным нормам перешли в категорию сотрудников с вредными условиями труда. Теперь за "вредность" водителям, механизаторам, механикам надо доплачивать и предоставлять семь дополнительных дней к отпуску. Эти нововведения обойдутся предприятию в сумму более миллиона рублей, что отразится на себестоимости нашей социально значимой продукции: десяток яиц будет стоить на восемь-десять процентов дороже, - рассказал председатель сельскохозяйственной артели "Птицефабрика Кумская" из Георгиевского района Иван Долгов.

По его словам, в эти затраты еще не входят расходы на предписанное после аттестации транспортное переоснащение хозяйства. Экзамен благополучно провалили как иномарки, так и отечественные автомобили (в том числе новые), тракторы и комбайны.

- Ни одна единица нашей техники по уровню шума, вибрации, освещенности, загазованности и другим параметрам теперь не соответствует нормативам. Проверяющие советуют нам ее переоснастить, доработать и дооборудовать за собственный счет. Однако все эти действия подпадут под запрет ГАИ. Сложилась абсурдная ситуация: машины мы покупали готовыми, и теперь, чтобы подогнать их под существующие нормы, должны незаконно переделывать. Пока продолжаем работать с нарушениями. В мае в хозяйство с проверками приедут представители пяти федеральных структур, и без штрафов они, очевидно, не уедут, - сетует Иван Долгов.

Чтобы устранить все замечания, предприятию надо сформировать дополнительный штат специалистов едва ли не такой же по численности, как существующий. Мало найти людей, их необходимо обучить, платить им жалованье - задача для георгиевской сельхозартели практически не решаемая.

Новая техника, вместо того, чтобы упростить жизнь крестьянам, стала для них настоящей головной болью.

- Мы яйца выпускаем почти в убыток, это производство нерентабельно, но вместо поддержки нас продолжают душить постоянными проверками и необоснованными требованиями. Раньше на Ставрополье работало 30 птицефабрик, а сейчас - две, причем одна - уже на грани закрытия. Когда-то наш край был на первом месте в стране по производству яиц, а сейчас - на 30-м. Сегодня нет экономических предпосылок для успешной работы в данном направлении. Судите сами: электроэнергия у нас стоит пять рублей за киловатт, газ - столько же за кубометр. Из Кемерово к нам недавно приезжали коллеги, так у них электричество - полтора рубля, газ - два. А покупателю все равно чью продукцию брать, лишь бы дешевле была, - рассказывает сельхозпроизводитель.

Еще одним примером абсурдных нововведений в ставропольских селах считают установку тахографов на сельскохозяйственный транспорт.

- Комбайнер ждет лета, чтобы заработать, а уборка длится от восьми до 16 дней - все решает погода. В период жатвы крестьянин трудится в поле по 12-13 часов и зарабатывает около 150 тысяч рублей. А если ограничить световой день семью часами, что он получит? Чтобы соблюсти закон, я должен в полдень уже отправить сотрудника домой и найти другого комбайнера, то есть увеличить штатную численность. Мало того, что все получат копейки, так еще и после уборки надо придумывать, куда девать всех этих людей. То же касается трактористов, работающих в поле 67 дней. По закону мне надо удвоить их количество, но урезать всем зарплату. А на что эти люди будут жить зимой? До смешного доходило: требовали ставить тахограф на старый самосвал ГАЗ-53. Машина себя давно амортизировала, а тахограф дороже самого автомобиля, - привел примеры Александр Ворожко, председатель сельхозпредприятия в Благодарненском районе.

После массовых жалоб на установку тахографов законодатели пошли навстречу сельхозпроизводителям.

- На днях получен проект изменений в приказ минтранса. В соответствии с ними, тахографы теперь могут не устанавливаться на транспорт, предназначенный для внутрихозяйственных перевозок. Мы боролись за это решение больше года, - рассказал заместитель председателя агропромышленного объединения работодателей Ставропольского края Владимир Целовальников.

Но ведь некоторые хозяйства их уже закупили. По словам Ивана Долгова, птицефабрика приобрела тахографы на 300 тысяч рублей, получается, что деньги были выброшены на ветер?

- В целом хозяйствам страны тахографы обошлись в 200 миллиардов рублей. Мы думаем, что кто-то пролоббировал это нововведение. Ведь пока разобрались, что на тракторах да комбайнах они не нужны, сколько средств потрачено на установку оборудования и выплату штрафов, - сетует председатель.

Владимир Целовальников солидарен с сельхозпроизводителями:

- Чтобы наше сельское хозяйство развивалось, нужно убрать искусственно созданные барьеры. Казалось бы, делается благое дело - оцениваются условия труда на селе. Но ведь никакая техника не проходит по нормам, определенным действующим законом. Ее следует "подгонять" под стандарты еще на этапе заводской сборки, хотя это возможно только с отечественными машинами. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии пропускает приборы и методики, дающие в руки минтруда карающий меч в виде штрафов. Это какой-то новый бизнес - обобрать с помощью штрафных санкций и так еле сводящего концы с концами сельского труженика. Мы не сможем развивать экономику в таких условиях.

По словам Целовальникова, представители агропрома уже не раз обращались в краевое минтруда с просьбой решить проблему, но чиновники присылают отписки, ссылаясь на федеральные нормы.

- Федеральные ведомства просто хотят зарабатывать на сельхозпроизводителях. Нас загнали в угол. Мы не можем ни изменить условия труда, ни переписать утвержденные нормы, - говорят руководители хозяйств.

Комментарий

Дмитрий Романенко, заместитель начальника отдела трудовых отношений министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

- Региональные службы работают по утвержденным федеральным нормативам. Обращения от работодателей действительно поступили, и минтруд пытается им помочь: часть нормативов и оценок ведомство откорректировало в рамках ФЗ "О специальной оценке условий труда", введя свою методику. В соответствии с ней, требования, на которые люди массово жалуются, уже не будут считаться нарушениями. При этом минздрав отказался менять свои нормативы, подстраиваться под среднестатистическое рабочее состояние нашей промышленности и АПК.

Еще ранее минэко обратило внимание на странную ситуацию: техника, покупаемая за границей, отвечает требованиям ЕС и всем европейским нормам, но нарушает российские стандарты. Минтруд пошел на компромисс, учтя замечания министерства экономического развития, приведя свои требования в соответствие с европейскими нормами в рамках специальной оценки условий труда. Но поскольку минздрав ничего менять не стал, его контролирующий орган - Роспотребнадзор - придерживается своих нормативов, продолжая штрафовать нарушителей.

Ситуация возникла отчасти из-за того, что ранее минздрав и минтруд составляли одно ведомство - министерство здравоохранения и труда, и нормативы формировались в единой системе. Подразумевалось, что и коррективы внесут обе стороны. Минтруд их внес, а минздрав нет. В результате действует несколько нормативов по одним и тем же направлениям. Даже если хозяйство по минтрудовской методике пройдет аттестацию, Роспотребнадзор найдет нарушения.

К примеру, на днях к нам обратился владелец пекарни. По нашей оценке, в ней условия труда допустимые, а Роспотребназдор по своей методике установил разницу температуры в одну десятую градуса и наложил штраф. В подобных случаях жаловаться действительно некому - все по закону. При этом сельхозпредприятия страдают из-за межведомственной несогласованности и отсутствия единого подхода к условиям труда. Изменить ситуацию может только правительство Российской Федерации, дав указания минздраву. Сейчас же каждое ведомство работает по своим правилам.