С жалобой в высшую юридическую инстанцию страны обратился Сергей Лярский, который в июле 2010 года приехал на заработки в столицу. Трудоустройство было легальным, и с Лярского по закону взимался налог на доходы физических лиц, однако по повышенной ставке в 30 процентов. Согласно требованиям Налогового кодекса РФ, ставка в 13 процентов применяется только к налоговым резидентам, а для получения данного статуса физическим лицам необходимо находиться в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Проработав год, Лярский подал налоговую декларацию, а также заявление о перерасчете суммы налога по пониженной ставке, с тем чтобы вернуть около 200 тысяч рублей. Однако налоговая инспекция с этим требованием не согласилась. Суды общей юрисдикции указали заявителю, что налоговый период в РФ - это календарный год, а в 2010 году он находился на территории РФ только 172 дня, то есть на статус налогового резидента претендовать не может. Положения протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 года, согласно которому для граждан обоих государств возможно исчисление требуемых 183 дней с переходом из одного календарного года в другой, также не были приняты во внимание. Между тем, статья 15 Конституции РФ провозглашает главенство правил международного договора над национальным законодательством в случае их различий, а также гарантирует право граждан на судебную защиту, поэтому Лярский оспорил положения статьей 207 и 216 Налогового кодекса в КС РФ.
Сам Сергей Лярский на заседании не присутствовал, однако, вероятно, обрадовался бы единодушию представителей органов государственной власти, которые встали на его сторону. Общее мнение выразил полномочный представитель государственной Думы РФ в КС РФ Дмитрий Вяткин, отметивший, что у дела есть все шансы на положительный исход.
- КС обладает полномочиями принять решение, которое явилось бы основанием для пересмотра дела, - полагает он. - Заявитель не получил защиты суда РФ, ему было отказано в пересчете, хотя по мнению представителей всех государственных органов, в том числе принявших и подписавших оспариваемый акт, нормы Налогового кодекса были в конкретном деле применены неправильно.
Как пояснил полномочный представитель президента России в КС РФ Михаил Кротов, отдавать треть заработка в казну России Лярский вообще был не обязан, так как для граждан Белоруссии действует особый порядок налогообложения. Для них статус налогового резидента РФ устанавливается исходя не из срока пребывания в стране, а из срока трудового договора. То есть если работник приехал на срок не менее полугода, с него сразу должны были взимать подоходный налог в размере 13 процентов от заработка.
Представитель правительства в КС РФ Михаил Барщевский нашел в этом деле еще одну важную неувязку, и потому назвал дело "лингвистическо-арифметическим, а не правовым". Он, в частности, отметил, что срок в 183 дня исчисляется в течение календарного года либо "непрерывно в течение 12 месяцев". Таким образом, "белорусский тракторист, который приехал на весене-осенние полевые работы, может ездить домой хоть каждые выходные, а тот, кто приехал на снегоуборочную кампанию, на Новый год уехать не может". Кроме того, полагает известный адвокат, Лярский просто поторопился с заявлением о возврате, так как налоговый вычет может быть произведен по истечении налогового периода, и требовать перерасчета заявителю нужно было в 2012 году. Наконец, представитель прокуратуры РФ Татьяна Васильева посчитала нужным еще раз отметить, что "требуется правовая оценка оспариваемых положений с учетом норм международного договора".
Таким образом, участники процесса нашли массу несоответствий в судебных решениях по конкретному делу, однако признали норму соответствующей Конституции РФ. КС РФ еще раз изучит все доводы в закрытом режиме, о дате вынесения решения станет известно позднее.