Новости

19.05.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Пропала в пути

Дальневосточную рыбу не в чем везти в регионы
Российский рынок может быть насыщен рыбой отечественного вылова. Об этом свидетельствует ослабление экспортной ориентации российской рыбной отрасли, а также повышение внутреннего спроса на отечественную морскую продукцию. Основным препятствием на пути рыбы к магазинным прилавкам по-прежнему остается нехватка рефрижераторных контейнеров и секций, в которых добытые биоресурсы должны перевозиться.

Объем выловленной россиянами рыбы в 2014 году составил 4,215 млн тонн. Из них 2,8 млн тонн (66% всего улова) были добыты дальневосточными промысловиками. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов полагает, что логистическая система портов Приморского края способна перевалить до 3 млн тонн добываемой продукции, обеспечив спрос на российском рынке. Проблемы с доставкой, по его мнению, связаны с нарушением системы поставок и как следствие отсутствием заявок на продукцию из российских регионов.

"Сегодня в России нет структуры, которая бы собирала все эти заявки, - отмечает Георгий Мартынов. - Возьмем очень простой пример. Сегодня для нужд государства: армии, внутренних войск, учреждений здравоохранения, дошкольного и школьного образования - требуется примерно 700 тыс. тонн рыбопродукции. Но она закупается не у рыбаков. Отсутствует система госзаказа. Поэтому через приморские порты окупается примерно 700 тыс. рыбопродукции в год. Оставшаяся продукция частично остается в Приморском крае, а частично уходит в сопредельные страны".

Развитие структуры грузообмена тормозится, по мнению Георгия Мартынова, двумя причинами: отсутствием у портов в собственности гидротехнических сооружений и причалов, то есть основы портов, а также постоянным выбыванием из строя рефрижераторных секций. "За последние 24 года не выстроено ни одной рефрижераторной секции для перевозки рыбопродукции. Сегодня в России они вообще нигде не строятся, и опасность того, что через 3-5 лет у нас не останется ни одной рефрижераторной секции, очень велика. Скоро нам продукцию с Дальнего Востока в Центральную Россию будет нечем возить", - подводит неутешительный итог Георгий Мартынов. Он также добавил, что рефрижераторные контейнеры, второй вид доставки рыбной продукции, не производятся в России и их приходится закупать за границей.

За 24 года не выстроено ни одной рефрижераторной секции для перевозки рыбы

Осложнения, связанные с доставкой дальневосточной рыбы в Центральную Россию, непосредственно влияют и на стоимость конечной продукции в продовольственных магазинах. Руководитель московского представительства Фонда "Марлин" Анна Горнова считает, что улучшить положение с доставкой продукции можно, увеличив предложение перевозок.

"Снизить цену на сырье для переработки и на конечный продукт в магазинах можно только с помощью конкуренции, с помощью увеличения предложения на рынке, - полагает Анна Горнова. - Во-первых, с помощью конкуренции по способу доставки. Сейчас это монопольная доминанта железнодорожных перевозок, которая в период путины ведет себя весьма дорого и непредсказуемо. Ощутима нехватка рефсекций, да и парк у нас времен 1950-1960-х годов. Альтернатива этому - развитие перевозок рефконтейнерами по морю, железной дорогой и автотранспортом. В ближайшей перспективе это направление получит широкое распространение. Плюс к этому рефконтейнер какое-то время может служить и холодильным складом, с которого можно забирать рыбу напрямую в магазины. Таким образом, с рынка уйдет часть оптовых посредников".

Для уменьшения издержек при перевозе продукции нужно перестать возить целую рыбу, полагает исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков: "На судах, на береговой переработке в месте вылова нужно производить продукцию, максимально приближенную к тому виду, в котором она идет конечному потребителю. Нужно перестать возить целую рыбу через всю страну. Преимущества в перераспределении квот регулярно нужно давать тем, кто продает внутри страны готовую продукцию. Тогда предприниматели сами уберут все логистические трения, найдут удобные пути транспортировки".

Экономика АПК ДФО Реформа рыбной отрасли