Со столицей Франции, кроме забавного созвучия, у города есть еще кое-какие общие черты. Стоит он на берегу реки, в нашем случае Вятки, и сыры здесь делают хорошие, в том числе аналог пармезана. В остальном пятнадцатитысячному городу до Парижа далековато. Насколько, можно уточнить, прогулявшись по местной набережной. Флюгер на беседке сообщает: "Париж - 3784 км". С самоиронией у местных жителей все в порядке, и никаких комплексов по поводу провинциальности.
Мамадыш - город с развитой инфраструктурой, промышленностью и собственным информационным центром "Нократ" ("Вятка"), включающим в себя газету, радио, телевидение и новостной интернет-портал. Сюда-то и лежит наш путь.
Вообще, по всем законам жанра мы должны были оказаться в захолустной редакции, где двое-трое преклонного возраста сотрудников чудом продолжают выпускать газету, пережившую своих читателей. Нечто подобное могло случиться с мамадышской газетой, равно как и с сотнями других районок, если бы в начале 2000-х годов власти Татарстана не пришли к ним на выручку.
- После принятия федеральных законов о разграничении полномочий муниципальным органам запретили учреждать СМИ, - вспоминает гендиректор АО "Татмедиа" Фарит Шагиахметов. - Возникла угроза закрытия всех районок в России. Мы предложили вместо прежних субсидий финансировать их на конкурсной основе. Тех денег, что приходят по этой линии, безусловно, не хватает на все. Только на бумагу, печать, оплату труда, почтовые расходы. Поэтому СМИ нужно было переводить на рыночные механизмы: заработок от подписки и рекламы. Затем мы стали реализовывать стратегию "360 градусов", принятую в современном информационном пространстве. Редакции должны стать мультимедийными. Мамадыш - яркий тому пример. Это позволяет сократить расходы на административно-хозяйственную часть и увеличить аудиторию.
Располагается медиахолдинг в двухэтажном здании в центре города. Солидный статус не сказался на уютной и почти домашней атмосфере, присущей именно районным СМИ. Вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, висят портреты главных редакторов газеты с момента ее создания. Редактор нынешний, Светлана Ханова, проводит для нас экскурсию. Обычные редакционные будни. В отделе верстки женщины в мусульманских платках занимаются привычными манипуляциями с текстом и фотографиями в последней версии программы InDisign. В телестудии готовятся к записи очередной программы.
- Мы вещаем по часу ежедневно, - рассказывает Светлана Ханова. - Выпуск новостей транслируется на двух языках: русском и татарском. Есть ряд авторских программ.
Радиостудия работает в не менее интенсивном режиме. Выдает по семь часов эфира в день. Самое молодое СМИ в мамадышском информцентре - сайт. Он, как маленький ребенок в семье, требует постоянного внимания. Не упал ли трафик? Давно ли обновлялась новостная лента?
- Посещаемость сайта - 1800 уникальных заходов в сутки. Для района с 40-тысячным населением это неплохо, - поясняет Светлана Ханова. - Мы даже идем вровень с некоторыми крупными городами республики.
Как всякое продвинутое интернет-издание сайт имеет свое представительство в соцсетях под названием "Есть контакт". На сообщество подписано почти девять тысяч человек. Жизнь здесь кипит. Люди обсуждают новости, выкладывают объявления, делятся проблемами с журналистами.
- Руководить только газетой, конечно, проще, - признается Светлана Ханова. - А здесь надо столько процессов охватить! Зато работать интереснее. В редакции в основном работают люди зрелого возраста. А на телевидении и радио трудится молодежь. И то, что такой разновозрастной коллектив собрался под одной крышей, на самом деле очень здорово. Всего здесь 26 человек. И каждый журналист как универсальный солдат. Он должен уметь писать тексты, снимать сюжеты для ТВ и для радио, загружать новости на сайт.
Лентами информагентств сотрудники здесь не избалованы, новости добывают по старинке: телефон, общение с людьми. Один из опытнейших журналистов "Вятки" Гульназ Кадирова признается, что просто слушает, о чем говорят пассажиры в автобусе. Близость к народу - залог того, что подписчики не отвернутся от газеты. Сейчас тираж издания 6000 экземпляров. Удержать его удается, несмотря на постоянный рост подписной цены.
Читатели сохраняют верность районке еще и потому, что чувствуют обратную связь. Издание публикует письма людей из деревень и сел и даже умудряется поддерживать сеть внештатников, работающих на безвозмездной основе. Лучшим из них каждый год по случаю дня рождения газеты вручают денежную премию имени Дмитрия Крещенова - селькора, убитого в 1935 году кулаками. Премию учредили в 1974 году.
- Кто-то скажет, что это пережиток советского прошлого, но не я закладывала эту традицию, и не мне ее разрушать, - говорит Светлана Ханова.
Старейший сотрудник газеты, зам. главного редактора Минневарис Мингалиев, работает здесь более тридцати лет. Он помнит самые трудные для газеты 90-е годы.
- Не хватало бумаги для печати, одалживали в типографии. Люди по полгода не получали денег. Редакция старалась заниматься коммерцией, даже организовала пасеку в лесу. Наняли туда работать паренька из деревни. По документам он числился корректором, - смеется зам. главного редактора. - Мед продавали, сотрудникам раздавали.
Теперь о выживании журналистам думать не приходится. Аудитория за счет Интернета растет, рекламодатель идет охотно, только успевай работать. Но сотрудники информцентра находят время и для занятия театральной самодеятельностью. Еще один советский "пережиток", с которым они не собираются расставаться. Недавно в местном ДК поставили спектакль, посвященный 70-летию Победы.
- Нам целый день перед премьерой надо было репетировать, - воспоминает Светлана Ханова. - А что делать с сайтом? Привлекли другого человека, который на этом не специализируется, но умеет загружать новости. Сыграли хорошо. Аншлаг. Утром пришли в редакцию - трафик не упал.