Новости

19.05.2015 00:39
Рубрика: Общество

Требуются новые компетенции

Образование врача должно стать непрерывным
Текст: Залим Балкизов (член координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава России)
В рамках государственной целевой программы модернизации здравоохранения медучреждения были оснащены современным оборудованием. Однако большой проблемой остается недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов. Тенденция снижения качества медицинского образования возникла еще в конце ХХ века, когда зарплата профессора в вузе стала ниже, чем у практикующего врача. В итоге сократился приток в медвузы талантливой молодежи. Но если говорить лишь об усовершенствовании высшего профессионального образования, то получим результат только через 10 лет, когда нынешние первокурсники закончат вузы, пройдут ординатуру. Но пациенты не могут так долго ждать, им компетентный врач нужен сегодня.

Решить проблему можно, изменив систему повышения квалификации. Традиционная система - один раз в пять лет - сегодня неэффективна. За этот срок практически полностью устаревает вся медицинская информация, появляется большой объем новой, но врач зачастую о ней ничего не знает. Нередко традиционное обучение происходит формально, есть и примеры, когда сертификаты получают по коррупционным схемам. А самое главное, что никто - ни сам врач, ни его работодатель - не заинтересован в том, чтобы это обучение было качественным.

Сейчас по инициативе минздрава, Национальной медицинской палаты и профессиональных медицинских обществ создается новая система непрерывного медицинского образования (НМО). В 2013 году в минздраве был создан координационный совет, а в 2014 году реализован пилотный проект новой системы, в котором приняли участие более 500 врачей из 12 регионов.

Мы сохранили общий объем сертификационного цикла - 144 часа. Но из них только 108 часов проводились образовательной организацией, и при этом не менее половины - с помощью дистанционных методов, чтобы обучение с отрывом от производства занимало максимум 1,5 недели вместо 4, как было раньше.

В рамках пилотного проекта использовались два вида самостоятельной образовательной активности. Первый - участие в мероприятиях, которые прошли оценку на соответствие установленным требованиям. Второй вид активности оказался более востребованным - это самостоятельное изучение электронных модулей через Интернет. В рамках пилотного проекта мы использовали два вида электронных модулей. Первый - модули, предоставленные Ассоциацией АСМОК. Это переведенные англоязычные модули для врачей первичного звена, которые были лицензированы BMJ-learning (Великобритания).

Второй тип модулей создан российскими профессиональными обществами. Каждый такой модуль - это специально подготовленная информация, включая текстовый и мультимедийный контент, иллюстрации, но самое главное - контрольно-измерительные материалы. После самостоятельного изучения такого модуля врач обязательно проходит тест, и при 70% и более правильных ответов получает один балл в системе НМО. Всего за год он должен будет накопить 50 баллов, а за 5 лет - 250. Для доступа к аккредитации врач обязательно должен будет накопить определенное количество "кредитов"-часов образовательной активности, каждый из которых подтверждается индивидуальным кодом на сайте координационного совета. Там же ведется учет кодов, выданных врачам.

Врачи учились очень заинтересованно, многие брали дополнительные к основной программе модули. Помимо тех, кто непосредственно участвовал в проекте, в два раза больше желающих участвовать зарегистрировались на сайте координационного совета и обращались с просьбой дать доступ к учебным материалам. Большую помощь в реализации проекта оказали фармкомпании, прежде всего в лице Ассоциации AIPM. Руководствуясь требованиями законодательства и еще более строгими нормами саморегулирования, компании-члены AIPM выразили готовность поддерживать проекты НMО, в том числе программы по отдельным терапевтическим направлениям. Эта работа ведется исключительно во благо дальнейшего повышения профессионального уровня медработников в нашей стране и вне зависимости от интересов той или иной организации.

комментарии

Кирилл Тверской, медицинский директор компании Pfizer в России:

Внедрение проекта в области НМО имеет огромное значение для отрасли. Полагаю, что при существующей высокой нагрузке на медицинский персонал данная система будет с благодарностью воспринята особенно той категорией врачей, которые активно ищут и используют новые каналы получения качественной образовательной информации. Надо также отметить повышение роли профессиональных медицинских организаций в разработке и внедрении программ обучения. Важными составляющими успеха программы будут являться совершенствование технического обеспечения, внедрение в систему новых информационных технологий, а также постоянное обновление содержания программ для поддержания его на уровне мировой медицинской науки. И здесь ключевым фактором будет эффективное взаимодействие медицинских и фармацевтических профессиональных организаций.

Дмитрий Власов, медицинский директор компании Bayer:

Скорость, с которой появляются новые научные знания в области медицинской информации, зачастую не позволяет практикующим врачам следить за ней и повышать свою квалификацию. Концепция НМО дает врачам возможность получать доступ к инновационным данным на постоянной основе. Важно отметить и географический фактор: сейчас инновации проникают во врачебную практику синхронно и в России, и в Европе, более того, если раньше существовали определенные преграды для доступа к информации в отдаленных регионах, то новая концепция снимает и эти барьеры. В результате пациенту предоставляется более качественная медицинская помощь.


Инфографика РГ Фото: Мария Пахмутова / Татьяна Батенева
Общество Здоровье Экономика Отрасли Фарминдустрия